|
||||||||
![]() |
||||||||
Сайт открыт 3 августа 2004 года. Сегодня: года. | ||||||||
|
||||||||
|
епископ Михаил (Семёнов) Зачем нужны обpяды?Старообря́дчество больше всего и чаще всего упрекают в “обрядовéрии”, то есть, в упрямом поклонéнии обря́ду больше даже дóгмы. Их уважение к обря́ду склонны считать чуть ли не идолопоклóнством. Но, в самом деле, неужели обря́д - что-нибудь несущéственное, мало нужное в порядке духóвной жизни?
Мы уже писали коротенько о смысле
обря́да в первой статье.
Говорили, почему старообря́дчество
должнó было
«дýхом восстáть»
против кощýнственного покушéния
на святы́ню обря́да.
Что такое обря́д? Это “оболóчка”, одежда дóгмы, говорили мы. Теперь продолжим немного инáче: это закреплённая духóвная жизнь, сильный момент христианской жизни, вели́кое мгновение, останóвленное, так сказать, навéки, в целях духóвного воспитáния.
В первой христианской церкви существовало
общéние во всём, люди имели
всё óбщее и не было между
ними нуждáющихся...
И вот, настроéние этих святы́х
дней создало святóй обы́чай,
или обря́д
«агáп» -
вéчерю любви.
Литурги́я в своих обря́дах -
вся символи́чное осуществление
моли́твы Гóспода к Отцý:
«Да все еди́но будут ...
я́ко и мы»
[Ин. 17:11-21].
В дрéвности и самая литурги́я
носила название
«тáинство общéния»,
а Кирил Александрийский прямо называет
её общей связью, соединяющей всех.
Но литурги́я - нéчто вели́кое, необычáйно глубокое. Но возьмите что-нибудь помельче, если позволи́тельно так вы́разиться. Возьмём такой некрупный обря́д, как, например, «поклóны». Зачем это чисто механическое движение?
Но вот рассказ
«Луга духóвного»
(в нашей свободной передаче).
Поклóны - этот «мáленький» обря́д - вскрыли своей внутренней силой спáвшее в душé сознáние грехá. А другие обря́ды? Глубокó содержáние обря́дов крещéния. О них мы поговорим как-нибудь отдельно. В пасхáльном богослужéнии, например, есть обря́д христóсования. И кто знает, сколько душ “растопи́лось”, сколько гнéвных движений растаяло в этом “обря́довом” поцелýе! Наканýне постá есть обря́д прощéния... Какую силу примирéния таи́т этот обря́д в себе! А обря́д брáка, то есть, тáинство брáка в обря́довой стороне: какой откровéние о семьé данó здесь - имеющим ýши слышать.
Но как?
Каким óбразом происходит
такое влияние обря́да?
Есть короткий рассказ Короленко
«Мороз».
Это фантазия.
Автору кажется, что иногда от
мороза словá замерзают,
но вот пригрéет солнце,
дýмается ему, -
и оттáют словá, и
сойдýт в дýши святóй
си́лой.
В обря́д нужно вглядéться, войти́ вглубь, чтобы его сила ожилá для сéрдца. Равнодýшные к самой религии, посещающие храм только уры́вками, остающиеся в нём всего на несколько минут, естественно, глýхи к тому, что скрыто за одеждой обря́да, и не бывают в состоянии пости́гнуть его существó и дух. Это люди “душéвные”, а не духóвные, и над ними сбываются словá св. Апóстола: «Душéвный человек не приéмлет я́же Дýха Бóжия: юрóдство бо емý есть, зане духóвне востязýется» [1 Кор. 11:14].
Говорят, что обря́д устарéл,
обветшáл. Допýстим на минуту.
Но и тогда он свят, как мётрвое тело
покóйной мáтери, которое мы
целýем не с мéньшей нежностью,
чем живóе.
Но мог ли устарéть и умереть обря́д в самом деле? Конечно, нет. Его душá вечно живá. Разве только, мы можем умереть для обря́да. Нельзя забывать то, что скáзано о происхождéнии обря́да. «Обря́д не может убивать дýха. Дух создал его, и, как воспоминáние о прéжде пережитом религиозном настроéнии, он снова бýдит это настроéние, и если душá не спит, внéшность и обря́д снова одухотворяю́тся для человека и становятся для него силой животворя́щей.»
Не нужно забывать, что обря́д,
как сказали мы,
«ви́димый покрóв незри́мой
тáйны, незри́мой и́стины,
живóе тéло живóй души́»,
вместе с тем, есть, повторяем,
«те ступéни, по которым
миллионы вéрующих векá
и векá восходи́ли к Бóгу.»
«Несли́ сосуд с драгоцéнной
жидкостью.
Все пáдают перед ней ниц, все
целуют сосуд, заключáющий эту
драгоцéнную, живя́щую всех
влáгу, но восстаю́т люди
и начинают кричать:
"Слепцы́, чего вы сосуд целýете,
дорогá лишь живи́тельная
влáга, в нём заключáющаяся,
дóрого содежи́мое, а вы
целýете стекло, простое стекло
и стеклý припи́сываете
свя́тость...
Идолопоклóнники, бросьте сосуд,
обожáйте лишь живя́щую
влáгу, а не стекло".
И вот, разбили сосуд, живя́щая
влáга разлилась по земле и
исчезла в земле, разумеется...
Сосуд разбили и влáгу потеряли...».
|
|
||||||
|
|||||||||||||||