|
|
иерей Игорь Карванен
Мысли о пути земной Христовой Церкви
«Аз есмь дверь. Мною áще кто
внидет спасéтся»
[Ин. 10:9].
«Возлюблении, не всякому духу веруйте,
но искушайте дýхи áще от Бóга
суть. Яко мнóзи лживи пророцы изыдоша
в мир»
[1 Соб.посл. Ин. 4:1].
«....Вопрошу вы и Аз единого словесе,
и рцы́те ми, крещение Иоанново с
небесе ли бысть - или от человек? Они же
помышляху к себе глаголюще: áще речем
с небесе, речет - почто не веровали ему?
áще же речем от человек -
вси людие камением побиют нас...»
[Лк. 20:3-6].
* * * * * * *
Братия и сестры, прочитав очередной
номер журнала
«Неопалимая Купинá»,
я решил поделиться размышлениями о
происходящих в церковной жизни событиях
и о том, какой логикой руководствуюсь
в современных сложных и порой противоречивых
условиях.
В окружающем нас мире представители
одних конфессий говорят одно, других -
другое, один оратор призывает поступать
так, другой заявляет противоположное,
и так до бесконечности. Как во всём
этом разобраться, с кем быть, чтобы
не сгинуть в водовороте страстей и
предрассудков, не потерять из виду
и достигнуть Истинной цели Христианской
Жизни?
Основой христианской веры, всех догматов
(неизменных истин),
является учение Гóспода Исýса
Христá Сы́на Бóжия,
записанное свидетелями и очевидцами
св. евангелистами, собранное в Четвероевáнгелии,
а также апостольские послания и священное
предание. На этом фундаменте строилась,
развивалась и поныне живёт Цéрковь
Христóва. Как в малом семени заложен
необъятный закон развития жизни во всех
его проявлениях, так и в этих небольших
по объёму книгах сконцентрированы законы
жизни Церкви. Отсюда рождался
Символ
Веры,
собóрно опровергались неизчислимые
лжеучения, здесь же должны обретаться
истоки церковных законов и правил.
Ни сами законы и правила, ни толкования
их не должны противоречить учéнию
Христóву.
На «юридическом» языке вышеизложенное
могло бы выглядеть следующим образом:
Госпóдь через апостолов дал нам
Новый Закон, и все последующие законы
и нормативные акты, принимаемые людьми,
всех уровней - Вселéнские, федеральные,
региональные, городские и т. д. по нисходящей,
до семейных и личных, а также поправки,
комментарии, разъяснения к ним, не должны
вступать в противоречие с Основным Законом.
Соответственно, противоречащие являются
беззаконными и не подлежат исполнению,
независимо от масштаба органа, их принявшего.
«Áще вы пребудете в словеси Моéм,
воистину ученицы Мои будете»
[Ин.8:31],
«Точию неции суть смущающие вас,
и хотят превратити
(изменить)
благовествовáние Христóво.
Но и áще мы или áнгел с небесе
благовестит вам пáче
(нéчто другое),
еже благовестихом вам, анáфема
да будет»
[Гал. 1:7-8].
Правослáвная, Ортодоксáльная,
Кафоли́ческая Цéрковь объéмлет
всю полнотý Христóва Учéния,
что кардинально отличает Её от различных
ерети́ческих тóлков, -
выбирающих бóльшую или мéньшую
часть от Учéния, по своим страстям.
Раньше мне казалось, что в Евáнгелии
много противоречий:
блýдники и грéшники -
в Цáрствии Небéсном,
некрещёный не войдёт в рай -
и при этом пример благоразумного разбойника;
тут -
ученик и апостол и буквально рядом
ему же сказано:
«Иди за Мною сатана!»
[Мф. 16:23];
у одного евангелиста так сказано, у другого
иначе. Как во всём этом разобраться?
Хотелось конкретного и ясного:
так вот и так, вот чёрное, а вот белое!
И только спустя лет десять, я стал понимать,
что наш мир, созданный Гóсподом, -
не примитивный и плоский, а объёмный,
не чёрно-белый, а - цветной. Таковá
объективная реальность!
Кажущиеся на первый взгляд
«противоречия»
между евангели́стами -
не более чем проявления человеческого
фактора памяти, оценки и восприятия
происходивших событий, и именно они
являются лучшим доказательством того,
что весь Новый Завет писался не
«под копирку»
и не одним человеком, а реальными
свидетелями, реально жившими людьми.
И вот эта разница в совокупности с
«противоречивым»
учéнием
Христá, как раз, и формирует
объём Пути́ Христóва!
Объём Двери, в которую вошли и апостол
Пётр, отрекавшийся от Христá,
и разбойник, не имевший ни добрых дел,
ни крещéния -
единым Чистым Покая́нием и верой
в то, что распятый рядом Исýс -
Госпóдь, имеющий власть в своём
Царстве.
А так же св. муч. Киприан Карфагенский,
считавший необходимым крестить всех
приходящих от еретикóв, и св. Стефан
папа Римский, напротив, утверждавший,
что для признания действительности
физического крещéния достаточно,
если при троекратном погружении в воду
произносится заповéданная Гóсподом
формула. Оба приняли мученическую кончину,
св. Стефан в 256 году, а св. Киприан в 258-м
году. При всей напряжённости споров и
сильной полярности взглядов по данному
вопросу, у обоих хватило мудрости, терпения
и христианской любви, чтобы не отпáсть
от Церкви. И только несколько столетий
спустя, на Вселéнских Собóрах,
вопрос о признании физического крещéния,
совершённого вне Кафоли́ческой Цéркви,
был решён: отпадавших от Церкви разделили
на три группы -
еретики́, раскóльники и раздóрники,
с соответствующим чиноприёмом каждых и достаточно
чёткой классификацией, кто и по каким признакам
относится к той или иной группе.
[8 и 19 правила I Вселéнского Собóра,
7 пр. II Вселéнского Собóра,
95 пр. VI Вселéнского Собóра].
Василий Великий, живший в четвёртом
веке, в своём первом прáвиле пишет:
«Ибо древние положили принимать крещéние,
ни в чём не отступающее от веры: посему
иное нарекли они éресью, иное раскóлом,
а иное самочи́нным сбóрищем.
Еретикáми назвали они совершенно
отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся;
раскóльниками, разделившихся во
мнениях о предметах церковных и о вопросах,
допускающих уврачевание;
а самочи́нными сбóрищами, собрания,
составляемые непокорными пресви́терами
или епи́скопами и не наученным народом.
‹...›
Какая же была бы сообрáзность
признать крещéние тех, которые крестят
во Отца, и Сына, и в Монтана или Прискилу;
ибо не суть крещены́ крести́вшиеся
в то, что нам не передано».
К нашему времени минуло более тысячелетия
от последнего Вселéнского Собóра,
ужé не раз сменились исторические
декорации, изменился менталитет людей,
менялись имена лжеучи́телей и в
разных вариантах переплетались детали
их лжеучéний, утверждались законы
и прáвила Церкви, писались труды
и толковáния на них. Шла и идёт
жизнь земнóй Цéркви, которая
складывается из решений и поступков конкретных
людей, со множеством перипетий и казусов,
падений и подъёмов. И нам для принятия
Правильных решений просто необходимо знать
Нóвый Завéт, историю Церкви,
законы и толковáния к ним, и самое
главное - соотносить наши поступки, мнения
и решения, толковáния и понимание
происходящих событий с Основным Законом -
Нóвым Завéтом.
С пути́ Христóва очень
легко свернуть в сторону и начать съезжать
в беззакóние, основанное на лéности,
сластолю́бии и сребролю́бии,
страхе перед земными начальниками, но,
с другой стороны, нельзя забывать, что
существует прóпасть сверхзакóнничества,
в которую ведут тщеслáвие и горды́ня,
властолю́бие и нéнависть.
Буквально с первых дней существования
земной Церкви, появились и различные
лжеучителя. В чём же скрываются причины,
вызывавшие и вызывающие по сегодняшний
день отделение от Церкви еретикóв,
раскóльников и раздóрников?
Каждая из этих организаций использует
собственный набор аргументов, выбранных
из Учéния Христóва, постановлéний
Собóров и мыслей отцóв Цéркви
для обоснования заранее сформированного
собственного мнения и не желает замечать
и признавать
«ненужные или устаревшие, слишком строгие
или мягкие»,
по их мнению, законы.
Объёмный, кóмплексный или, говоря
церковным языком, - кафоли́ческий
подход их не устраивает.
Вот ближайшие к нам примеры:
С одной стороны новообрядцы, на сегодняшний
день имеющие почти необъятную ширину и
мягкость взглядов. В основном, они признают,
что в 17-м веке, конечно, малéнько
погорячились с казнями, но, ведь, и нравы
были крутые, а
старовéры
не проявили подобающего для христиан смирéния
и не подчинились патриарху и высшей церковной
власти -
собору!
А в 1971-м году так и вообще кля́твы
со старых обря́дов сняли
(на помéстном собóре РПЦ МП) -
пора по-христиански простить старые мéлочные
обиды и объединится!
При этом, абсолютно не желают замечать
таких
«мелочей»,
как то, что анáфематствуя старые обря́ды
и попирáя Христóвы зáповеди, -
сами себя отрезали от тела Христóвой
Церкви на соборах 1666-67 г.г. Фундаментом
для строительства новой церкви стали: своеволие
царя и патриарха, ложь, насилие и пролитие
мýченической крови. Ярая нетерпимость
к инакомыслящим и желание всем грéшникам
спасения, доведённое до абсурдной подмены
Христóвой зáповеди
«призвать»
на богоборческое
«загнать»
в Царствие Небесное через причащéние
непокорных насильно
(которое предписывалось
«Двенадцатью статьями»
царевны Софьи и
«Духовным регламентом»
Петра I),
со временем
перешла в другую крайность - полное безразличие
к
«обря́довым формальностям».
Став активными участниками экумени́ческого
движения
(которое проповéдует равноспаси́тельность
всех
религий, уповáний и вéрований),
руководители новой церкви делами и моли́твенным
общением подтверждают это. Вот яркий пример,
взятый из официального издания -
«Журнала Московской Патриархии»,
№ 8 за 1983г., стр. 63:
«С 7 по 17 мая 1983 года в Советском
Союзе находился пáстор д-р Филипп
Поттер, генеральный секретарь Всемирного
Совета Церквей, прибывший с официальным
визитом к Церквам в СССР, являющимися
членами ВСЦ: Армянской Апостольской Церкви,
Всесоюзному Совету евангельских христиан-баптистов,
Грузинской Православной Церкви, Эстонской
и Латвийской Евангельско-Лютеранским Церквам,
Русской Православной Церкви.
‹...›
На Божéственной литурги́и -
в Успенском храме в Новодевичьем монастыре -
он читал пасхальное Евангелие на французском
языке. В конце богослужéния митрополит
Крутицкий и Коломенский Ювеналий сердечно
приветствовал д-ра Ф. Поттера...».
На сегодняшний день со страниц журнала
исчез раздел с названием
«экумени́ческие контакты»,
но желание убедить читателей в том, что
экумени́зм это хорошо, правильно и
богоугóдно осталось, только перешло
в более тонкую и изощрённую форму.
В первом номере «ЖМП» за 2010 г., на страницах
66-67 В. В. Богомольников, кандидат богословия,
преподаватель Минской духовной семинáрии,
в статье
«Церковное единство и реформа календаря»
проводит презентацию книги А. В. Слесарева,
так же кандидата богословия и преподавателя
Минской духовной семинарии,
«Старости́льный раскóл в истории
православной церкви
(1924-2008)».
В своём труде В. В. Богомольников со
знанием дела пишет что
«успешность реформ во многом зависит
и от подготовленности к ним верующего народа»,
и далее ведётся убеждение читателей в том,
что
«многие нестроéния, существующие
в современной церковной жизни, возникают
благодаря распространению специфической
старости́льнической идеологии антиэкумени́зма.
Оправдывая своё пребывание в раскóле,
старости́льники склонны именовать себя
«мáлым стáдом»,
сопротивляющимся
«религии анти́христа»,
каковой они называют современное экумени́ческое
движение».
По мнению этих
«богословов»-преподавателей, а так же
Общества любителей церковной истории
и Отдела по делам молодёжи Московского
Патриархата, подготовивших издание книги
А. В. Слесарева, получается так: современное
экумени́ческое движение -
это
«хорошо»,
а сопротивляются религии анти́христа
только
«нужным образом»
неподготовленные люди. И с этим утверждением
полностью согласны и издатели, разместившие
эту презентацию в журнале, во главе со своим
учредителем - Московской Патриархией...
С другой стороны стоят различные
безпопóвские тóлки, в
которых строгость закона затмила
здравый смысл. Из правил выбирают
самые строгие и самые радикальные
толковáния на них, а всё для
того, чтобы доказать - истинное
свящéнство
«исчезло»
с лица земли! В этой сверхстрогости
нет места ни раскóльникам, ни
раздóрникам - кругом одни еретики́.
В большинстве безпопóвских
соглáсов считают, что всех без
разбора необходимо крести́ть -
приéмлющих брак и неприéмлющих,
пишущих имя Гóспода под ти́тлом
или, наоборот, полностью, и уж тем
более -
приéмлющих свящéнство.
При таком подходе, обещание Гóспода
создать новую земную Церковь
«Создам Церковь Мою, и вратá
áдовы не одолеют Её»
[Мф. 16:8]
оказываются ложью!
Известно, что Церковь Христóва
на земле может изменятся количественно -
увеличиваться или уменьшаться, -
но до скончания вéка останется
неизменно целой. Без свящéнства,
без Св. Причáстия нет полнокровной,
цéльной земной Церкви.
Это как из óбразного тéла
Христóва вырвали сердце
(вместо того, чтобы лечить)
и одновременно с ним утратили несущую
всем частям тéла Жизнь -
кровь Христóву.
Со времени Первого Вселенского Собора,
Православная Церковь через покая́ние
и исправлéние своих убеждений и
через миропомáзание принимала крещéния
и рукоположéния ариáн и несториáн,
иконобóрцев и донати́стов и
прочих раздóрников и раскóльников,
которые хоть и искажали Православную
Веру и, бывало, устраивали гонéния
на православных, но не изменяли установленного
Гóсподом Тáинства Крещéния.
Святые отцы с великой осторожностью
относились к крещéнию, дабы не был
попиáем
Си́мвол
Веры
(«Исповéдую еди́но крещéние»)
и 47-е правило Святых Апостолов:
«Епи́скоп или пресви́тер,
áще по и́стине имеющего крещéние
вновь крéстит, или áще от нечести́вых
осквернéнного не окрéстит
(«крещёного» в одно погружéние или
с изменением заповéданной Гóсподом
словесной формулы;
49-е и 50-е правила Св. Апостолов):
да будет извéржен,
я́ко посмеявшийся Крестý и
Смéрти Госпóдней и не различáющий
свящéнников от лжесвящéнников».
Православной Церкви также известны и
исключительные случаи правильного крещéния,
принятого от рук не христиан: как, например,
крещение св. муч. Генеза, совершённое
по его просьбе язычниками-комедиантами
(Летопись церковных событий. Вып. 1, С.-Пб.,
1869. Стр. 89),
св.мч. Дросиды, дочери царя Трояна, которая
«сама ся крести»
(10 июня),
св. первомученицы Феклы -
«сама ся крести» (24 сен.),
св.мч. Порфирия -
«себе крести» (15 сен.)
согласно Великим Четьим Минéям, изданным
при митрополи́те Макарии.
Преподобный Иоанн Дамаски́н
в своей книге
«Точное
изложение православной веры»,
в главе «О вере и крещéнии» пишет:
«...подобно тому как однажды совершилась
смерть Гóспода, так и крести́ться
дóлжно однáжды; по слову Гóспода,
вó имя Отцá и Сы́на и Святáго
Дýха
[Мф. 28].
‹...›
Поэтому те, которые, будучи крещены
вó имя Отцá и Сы́на и
Святáго Дýха и научены исповéдовать
одно Бóжие естествó в трёх
ипостáсях, потóм перекрéщиваются,
снова распинáют Христá,
как говорит божественный Апостол
[Евр. 6].
‹...›
Тем же, которые крещены не во Святýю
Трóицу, дóлжно крести́тся».
«Крещéние однó -
и отнюдь не повторяется. Хотя кого крести́л
ерети́к Маркион, но с произношением
слов:
вó имя Отцá и Сы́на и Святáго
Дýха, крещéние и́стинно и
не дóлжно быть повторяемо»
[Блаж. Августин
кн. 3, гл. 15, цитата по: Старообрядческий
епископ Антоний Пермский и Тобольский
«Святоотеческий сборник».
Новосибирск, 2005. стр. 412).
Когда в 886 г. греческий император Лев
Мудрый настоял на возведéнии в сан
патриарха своего 16-ти-летнего брата Стефана
(что было нарушением всех законов и прáвил,
регламентирующих рукоположéния, и
просто здравого смысла),
и́стинное свящéнство не стёрлось;
и спустя сто лет Русь принимает от греков
неповреждённое православие восточного
обря́да.
И вновь, когда в 1589г. константинопольский
патриарх Иеремия II
(по букве закона униáт),
приехав в Москву за материальной помощью,
был подвергнут домашнему аресту до тех
пор, пока не согласился рукоположи́ть
российского патриарха, которым стал митрополит
московский Иов - и́стинное свящéнство
не исчезло с лица земли.
Хотя почти на сто пятьдесят лет
раньше, в 1441 г., был изгнан из Москвы
митрополит Исидор, грек, подписавший от
лица русской церкви ферраро-флорентийскую
ýнию с катóликами
(греческая церковь приняла эту ýнию),
и спустя семь лет собóром русских
епи́скопов святи́тель Иона
был возведён в сан митрополи́та
без благословлéния у греческого
патриарха.
Но по мнению руководителей безпоповского
движения, и́стинное свящéнство
могло быть рукоположено только до 1666-го
года, а после -
воцарился
«духóвный анти́христ»
и потрéбилось и́стинное свящéнство,
а и́стинное крещéние осталось
только в
«истинной безпоповской церкви»,
в каждом отдельно взятом соглáсе-сéкте.
А вот как наставлял христиан
Иоанн Богослов
о дýхе анти́христа:
«Всяк дух и́же не исповéдует
Исýса Христá в плоть пришéдша,
бóжии несть. И сей есть анти́христов,
егó же слышасте яко грядéт.
И ны́не в мире есть ужé»
[1 Ин. 4:3].
Справедливости ради нужно отметить,
что
«спáсовцы»
и
«часóвенные»
(кержаки́)
не
«перекрéщивают»,
и что
«часóвенных»
в полной мере к принципиальным безпопóвцам
отнести нельзя - они находятся в поиске
достойного свящéнства.
Вот несколько цитат из брошюры о. Владимира
Шамарина
«О свящéнстве и лжесвящéнстве»,
изданной по заказу РС ДПЦ Самарской Старообрядческой
общи́ной Древлеправославной Помóрской
Церкви в 2006-м году:
«Стоглáвый собóр
(1551 г.)
закрепляет Русское Православие в качестве
образцá для Вселéнского.
Оно вызывает уважение и похвáльные
óтзывы иерархов других Православных
Церквей. В 1589 г. В России учреждается
патриáршество...
Завоевание Царя грáда турками
(1453 г.),
«крестовый поход»
в Византию́ католи́ческих
рыцарей в 1204 г., Лионская
(1274 г.)
и Флорентийская
(1439 г.)
и́нии стали колебать греческое
православие»
(стр. 12),
«В 1846 г. беглопопóвцам
удалось ввести в своё общество Амвросия,
митрополи́та Боснийского»
(стр. 17),
«Древние же
“мáлые”
еретики́, крещéние которых
принималось, все чины́ совершали
одинаково с православными»
(стр. 18)
и в конце вывод:
«Наше безсвященнослóвное
служéние -
это не выдумка служить без попóв,
а истинная и спаси́тельная служба
в условиях отсутствия православного
свящéнства.
Залог нашего спасéния -
в сохранении Древлеправослáвной
Веры -
Веры дониконовской Руси́ XVII в...».
Из этих выдержек наглядно видно,
как под пером настáвника греческая
церковь из подписавшей ýнию и в
результате ставшей униáтской вдруг
на некоторый период становится безобидно
«колеблющейся»,
а через 257 лет принятый из той же церкви
через покая́ние и миропомáзание
митрополит остаётся лжесвящéнником,
древние еретики́, изменявшие основы
Христианской Веры
(в разных вариантах отрицавшие Богочеловéчество
Христá, возможность покая́ния
и т. д.),
вдруг становятся практически православными,
в отличие от нынешних. Всё это очень напоминает
«теорию развития догмáтов»
(с течением времени - изменение Законов
Гóспода),
выращенную в недрах католи́ческой
церкви: при всей большой внешней разнице,
внутренняя суть одна - всё течёт, всё
меняется по собственному желанию...
И если посмотреть на причины вызвавшие
отделение
«наших»
раздорников в 2007г., то увидим всего
одну большýю претензию -
митрополит Корнилий и здесь, и там букву
закона нарушил! И потом собóр вынес
не кристально чёткую формулировку по данному
вопросу.
Все труды раздóрников сводились
и сводятся лишь к максимальному распространению
лозунгов:
«Какой он недостóйный, и какие чистые,
не нарушившие закон мы!»,
«Надо сменить кóрмчего на безгрéшного,
или оторвём кусок от Церковного корабля
и сами поплывём правильным маршрутом!».
Как будто, не слышали о том, что Закон
поставляет первосвящéнников, имеющих
нéмощи, и что не имеющий мира, терпения
и любви внутри себя не сможет создать мир
Церковный.
«...и áще имам всю вéру,
я́ко и горы переставляти, любви
же не имам, ничтóже есмь.
И áще раздам вся имения моя, и
áще предам тело моé во éже
сожéщи егó, любви же
не имам никóея пóльзы мне
есть»
[1 Кор. 13:2-3].
И если вспомнить историю ветхозавéтного
Ноя и его младшего сына Хама -
Суд Бóжий оправдал праотца и осудил
«прáведного»
обличителя отцовского
«беззакóния».
«Не оклеветáйте друг друга,
брáтие. Оклеветáяи бо брата
или осуждáя брата своего, оклеветáет
Закон и осуждает Закон. Áще ли
Закон осуждаеши, несть творéц
Закону
(исполнитель Закона),
но судия́. Еди́н есть
Законополóжник и Судия́,
моги спасти и погубити»
[Ияк. 4:11-12].
«Обличайте с боязнию»
наставляет христиан
апостол Июда
в своём собóрном послáнии.
Но всё же, давайте посмотрим -
как идёт христианская жизнь в отделившейся
группе? Может быть, отделившись, им
удалось стать настоящими христианами
и исполнить новую и главную Христóву
зáповедь:
«Да любите друг друга, я́коже
возлюби́х вы, да и вы любите себé.
О сем разумéют вси я́ко Мои́
ученицы éсте, áще любовь имате между собою»
[Ин. 13:34-35].
Но нет, - не прошло и года, как былóе единство, обвиняя друг
друга, распалось на составные части. Анализируя произошедшее, приходишь
к такому выводу: объединяла их не любовь ко Христý, а неуёмное
желание исправить митрополи́та. Покинув церковную огрáду,
страсть обличáть, всё равно, осталась внутри каждого, и как
только удалился объект объединяющий страсти, недавние соратники
увидели, что единомыслия-то в их среде нет, и просто необходимо
обличи́ть и исправить бли́жнего...
«Любы долготéрпит, милосéрдствует. Любы не завидит,
любы не превознóсится, не горди́тся, ни безчи́нствует,
не ищет своих си, не раздражáется, не вменя́ет злéе,
не рáдуется о непрáвде, рáдуетжеся о и́стине,
вся любит, всему вéру éмлет, все уповáет, вся терпит.
Любы николи́же отпадáет» [1 Кор. 13:4].
Лестница, ведущая к Двери в Царство Небесное, которую видел
во сне праотец Ияков, которую описывал Иоанн Лéствичник,
имеет некоторую ширину, позволяющую подниматься по ней монахам
и мирянам, строгим и добрым, сильным и слабым, но на ней тяжело
удержаться как лентяям, так и живущим с мыслью что они «перевыполнили»
закон, ибо
«от дел закона не оправдится вся́ка плоть пред Ним»
[Рим. 3:20].
Думаю, православным христианам не свойственно цинично-схоластически
рассуждать примерно следующим образом:
«Давайте выясним важный вероучительный вопрос: кто же из евангели́стов искази́л учение
Христá? То ли Лука, «впустивший» разбойника в рай [Лк.
23:42] и этим открывший недозволенную калитку в Цáрствие
Прáведников, то ли Матфей с Марком, пытавшиеся «прикрыть»
дверь Христóву, когда написали, что оба разбойника хули́ли
Гóспода [Мф. 27:44, Мр. 15:32].
Да и зáповедей блажéнства у Матфея намного больше
[Мф. 5:2-11], чем у Луки [Лк. 6:20-22], а Марк
и Иоанн вообще о них не упомянули...».
Человек вóлен выбирать позицию и угол зрения на
окружающие его события, отношение к ним. Такого рода вопросов
можно поставить множество и до безконечности спорить, обвинять
оппонентов.
Разумным христианам постоянно необходимо, по возможности,
максимально объективно рассматривать, на что направлены наши
мысли и делá: на стремление стать подобными Христý
и вместе с Ним помогать подняться упавшим или же на поиск и
радостные пересказы чужих грехов и ошибок, высмеивание чужих
порóков, при этом находясь в постоянной готовности мгновенно
отделится от «нечистого» и этим ласкать греющую душу мысль
«какой я хороший и прáведный, я чужд этих грехов!».
Второй тип поведения, вытекающий из соответствующего
мировоззрения, неизбежно приводит к желанию расставить все
точки над «i» и, как следствие, к безконечным раздóрам
и юридическому буквоéдству, в котором вымышленные ценности
затмевают Учéние Христá. Поскольку безгрéшных
людей не бывает, то любителям обличéния и раздóров
всегда найдётся объект для приложения своей стрáсти.
«Áще речéм, я́ко греха не имамы, себé
прельщáем и и́стины несть в нас»
[1 Ин. 1].
Апостол Павел во втором послании к Тимофею наставляет
его: «Óбраз имей здрáвых словéс, и́хже
от менé слышал еси́ в вéре и любви я́же о
Христé Исýсе [1 гл., 13].
‹...›
Будет бо время, éгда здрáвого учéния не послушают,
но по своих пóхотех изберут себе учи́теля, чешеми слýхом,
и от и́стины слух отвратя́т, и к басням уклонятся»
[4 гл., 3].
«Вожди́ слепии оцыжающии и комары, верблюда же пожирающе»
[Мф. 23:24].
Тыча в солóмину брáта своего, не забывайте посмотреть
в духóвное зеркало - нет ли бревнá в собственном глазу?
Нельзя нарушать зáповеди отцóв, но попрáние Бóжиих
Зáповедей, ставшее обыденным для многих христиан, является
неимоверно бóльшим грехом, в частности, осуждение, которым
заменили разсуждение, грех Хама - хáмство, которое используют
вместо аргументов, нéнависть ко греху, переросшая в нéнависть
к грéшникам.
«О сем разумéем я́ко познáхом Егó,
áще зáповеди Егó соблюдáем. Глагóлющий
я́ко познáх Егó и зáповеди Егó не соблюдáет,
ложь есть и в нем и́стины несть» [1 Ин. 2:3-4].
А вéрхом выборочного использования статей Закона для обоснования
заранее сформированного собственного мнения, ярчайшим применением
принципа «закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло», учебным
пособием для всех последующих еретикóв, раскóльников и
раздóрников, являются слова иудéев:
«Мы закóн имéем, и по закóну нáшему дóлжен
есть умрéти, я́ко себé сы́на Бóжия сотвори́»
[Ин. 19:7], -
это при том, что Исýс был безгрéшным Гóсподом, а все
остальные являются грéшными людьми, в том числе, и архиерéи.
«Áще ли и́щуще оправдатися о Христé, обретóхомся
и сáми грéшницы. Христóс грéху ли служи́тель?
Да не бýдет!» [Гал. 2:17].
«Свидéтельствую бо им, я́ко рéвность Бóжию
имут, но не по рáзуму. Не разумéюще бо Бóжию прáвду,
и свою прáвду и́щуще постáвити, прáвде Бóжией
не повинýшася»
[Рим. 10:2-3].
Как кухонный нож можно использовать для разных целей: по прямому
назначению, например, резать им хлеб, или же для самоубийства,
так и церковные прáвила можно использовать как для поддержания
порядка и ограждéния Церкви и людей от грехов и порóков
при движении ко Христý, так и для уничтожения Веры и Церкви.
«...дóбре отметáете зáповедь Бóжию, да предáние
вáше соблюдéте
‹...›
преступáете слóво Бóжие предáнием вáшим»
[Мр. 7:8-9].
«И глагóлаша им субóта человéка рáди бысть,
а не человéк субóты рáди» [Мр. 2:27].
Читая околоцерковную литературу, прежде чем принять к действию логику
и мысль автора, проверьте её с разных сторон - к чему она призывает,
какие могут быть последствия от её применения, что по этому поводу
думали отцы Церкви?
Вот, например, А. Ю. Рябцев в своей статье «О Крещении еретиков»,
опубликованной в 3-м выпуске журнала «Неопалимая Купинá»,
процитировав 85-е (84-е) прáвило Шестого Вселéнского
Собóра
(«...определяем и о младéнцах: каждый раз, когда не обретáются
достоверные свидетели, несомненно утверждающие, я́ко крещены
суть, и когда сами они по малолéтству не могут дать потрéбный
(ясный, чёткий) ответ о препóданном им тáинстве,
дóлжно без всякого недоумéния крести́ти их: да
таковóе недоразумéние не лишит их очищения тóликою
святы́нею»), увлёкся юридическим раскрытием понятия
«достовéрные свидетели».
Из его рассуждений выходит что:
«Старообрядцы, исследовавшие жизнь кого-либо
‹...›
и были теми «достоверными свидетелями», которых требуют
церковные прáвила (классический пример - иноки Павел и
Алимпий)»;
и далее:
«...чтобы осуществить приём какого-нибудь никониáнина
вторым чи́ном (через миропомазание), необходимо иметь,
как минимум, двух православных христиан нашей Церкви, которые
многое должны засвидетельствовать.
Во-первых, что они точно знают, что это именно никониáнин
(а не мусульмáнин, к примеру).
Во-вторых, что они точно знают, что этот никониáнин крещён
в три погружéния.
В-третьих, что они точно знают, что крести́вший этого
никониáнина поп тоже крещён в три погружéния.
Причём «точно знает» означает именно «знает», а не «слышал от
кого-то»».
И ещё через два абзаца:
«Свидетельство же самого пришедшего еретикá, согласно
приведённым выше прáвилам, во внимание приниматься не должно».
В таких рассуждениях, на мой взгляд, юридизм перешагивает через
здравый смысл: и́ноки Павел и Алимпий никаким образом не
могли быть свидетелями крещéния митрополита Амвросия, -
их можно классифицировать лишь как «пóслухов», так как
они опирались на слухи и рассказы людей, крещёных униáтами.
Так что, под достоверность информации, полученной из «недостоверных»
источников, можно подвести сомнение и в очередной раз поставить
вопрос о законности белокрини́цкой иерáрхии.
Да и кто из людей старшего поколения может предоставить
именно свидетелей своего крещéния, да ещё и свидетелей
крещéния крести́вшего его попá? Выходит, что
надо всех перекрéщивать, так, на всякий случай, чтоб не
ошибиться, по принципу «кашу маслом не испортишь»! Доверять же
«пришедшему (для присоединения к Церкви) еретикý нельзя»,
а вот не желающим перейти в Православие - можно! Да и одному
священнику, исследующему конкретный случай, тоже доверять нельзя -
надо создавать следственные бригады «верных пóслухов»,
этим уж точно исключим возможность ошибки!
Простите меня, но если принять за основу логику автора,
то такие выводы неизбежны; жанр юридизма увлекает, и в конечном
результате окажется - старались как лучше, стрóже и прáвильнее,
а попадём на безпоповские рельсы. Всей церковью дружно посмеёмся
Крестý и Смéрти Госпóдней, по «новому закону»
перешагнём через слова Гóспода:
«Бýди же слово ваше - ей, ей (да), или ни, ни,
лишше éже сею́ от неприя́зни есть
(что более того - то от лукавого)» [Мф. 5:37]
и апостола Павла:
«Вéровати же подобáет приходящим к Бóгу,
я́ко есть и взыскающим Егó мздовоздáтель
бывáет (и если кто и обманет - Госпóдь с него
взы́щет)» [Евр. 11:6]
и в результате потеряем Православие!
И всё же, давайте вернёмся к сути вопроса. Ведь прáвило
даёт конкретный ответ на конкретный вопрос: «Как поступать с
младенцами, которые не знают, были они крещены или нет, и не
находится свидетелей, которые могут подтвердить или опровергнуть
факт прáвильного крещéния данного младенца?»
Вот толковáния отцов Церкви на это правило, изложенные
в Трёхтолковой Кóрмчей:
Зонара:
«В божéственном Си́мволе Вéры мы наýчены
исповéдовать еди́но крещéние. А как Госпóдь
сказал: áще кто не роди́тся водóю и Дýхом,
не может вни́ти в Цáрствие Небéсное
[Ин. 3:5]
то святые отцы, послéдуя постановлéниям древнейших
отцóв, определи́ли посемý, чтобы, если есть
сомнение относительно крещéния каких либо-лиц, когда они
сами не знают, крещены ли они, по причине малолéтства, и
по крáйнему несовершéнству своего возраста и не нахóдится
никого, кто знал бы и свидéтельствовал, что они крещены -
крести́ть их без всякого сомнéния, то есть без препя́тствия
происходящего от неизвéстности...»
Аристин:
«Все те, которые не знают, крещены ли они в их младéнческом
возрасте, и о которых не находится каких либо достоверных свидетелей,
утверждающих, что они несомнéнно крещены, должны быть крещены
без всякого недоумéния».
Вальсамон:
«...исповéдуя еди́но крещéние, по мысли Святáго
Си́мвола, определили в 72-м (85-м) прáвиле, чтобы те, о
которых говорят, что они крещены в младéнчестве, а может быть
и нет, были крести́мы, если нет достоверных свидетелей, удостоверяющих,
что они крещены.... если ни сами они не могут удостовéрить,
что было с ними в младéнчестве, ни свидетелей, удостоверяющих
об их крещéнии не предоставляется...»
Славянская кормчая:
«Иже не вéдят (не знают), ни пóслух
же не имéют (не имеют свидетелей), áще крещены
бы́вша, да крестятся».
Из вышеприведённых текстов логичнее сделать вывод, согласно
которому и существует белокрини́цкая иерáрхия и которым
руководствуются многие свящéнники нашей Церкви: дабы не
попирáть вéры «во еди́но крещение», и не
«посмея́ться Крестý и смерти Госпóдней»
[47 пр. Св. Ап.]
и не презирать практику Церкви [8 и 19 пр. I Вс. Соб.,
7 пр. II Вс. Соб., 95 пр. VI Вс. Соб.,
1 пр. Вас. Вел.] с одной стороны, а с другой - чтобы
избежать «пропуска» в Церковь некрещёных людей, желающих присоединится
к Церкви, подробно и тщательно расспрашивают - в какой конфéсии
они были прéжде, в каком возрасте и каким образом они
вступили в то общество.
Людей, которые могут подробно рассказать, как происходил
чиноприём (то ли «меня покропи́ли водой», или же «после
исповéдования мною си́мвола вéры, меня погрузи́ли
три раза, полностью с головой, в воду со словами «Крещáется
раб Бóжий вó имя Отцá, и Сы́на, и Святáго
Дýха»»), принимают: правильно крещёных раскóльников -
через миропомáзание, раздóрников - через покая́ние,
а не знающих и не имеющих достоверных свидетелей (людей, которые
могли бы дать чёткий ответ) или некрещёных - крéстят.
При возникновении сомнений или при переводе духóвного
лицá, свящéнник принимает дополнительные меры расследования,
в частности, обращается в комиссию по чиноприёму. Но, к сожалению,
единомы́слия по данному вопросу пока нет, и всё же - всем нам
Госпóдь Еди́ный Прáведный и Ми́лостивый Судья́!
Будучи созданными по óбразу и подóбию Бóжьему людьми
разýмными, мы должны применять разум и быть объективными. Обязаны
пóмнить, что существуют определённые «рамки допуска в разумных
пределах», которые уже заложены в христианском фундаменте - Святом
Евангелии, что не могут быть все абсолютно одинаковыми и безгрéшными,
что между христианским «попытаться исправить» и анти́христовым
страстным желанием показать всем «наготу других» существует огромная
прóпасть.
Как в точнейшем оптическом приборе, если происходит смещение
центра - мгновенно его показания становятся ложными, точно такой же
процесс происходит и с духóвным зрением человека - как только
любовь ко Гóсподу и желание стать подобным Емý смещается
сторону из-за воздействия страстей, тут же происходит нарушение
мировосприятия человеком - либо наступает духóвная слепота
или начинается ревность не по разуму.
Братия, пóмните, что невозможно оказаться добрéе и милосéрднее
или же исполнить закон лучше и стрóже Христá и апóстолов,
но необходимо приложить максимум усилий, чтобы последовать призыву
апостола Павла - «молю́ же вас, подóбни мне бывáйте,
я́коже аз Христý» [Кор. 4:16].
Надо стараться быть со Христóм, подобным Емý,
а не «за тех» или «против этих». Страсти увлекают, затмевают разум
и в результате возникают ложные ценности и цели жизни, а Истинная
Цель Жизни теряется из виду и по «закону» становится попирáемой.
«Брáтия, блюди́теся, да никтóже вас бýдет
прельщáя хи́тростию и тщéтною лéстию, по предáнию
человéческому, по стихия́м ми́ра сегó,
а не по Христé Исýсе» [Кол. 2:8];
«Исýс Христóс вчерá и днесь той же и вó веки.
В научéния же стрáнна и разли́чна не прилагáйтеся
‹...›
от ни́хже не прия́ша пóльзу ходи́вшии в них»
[Евр. 13:8-9].
источник:
rpsc-spb.ru
←
предыдущая
•
следующая
→
|
|
|