|
||||||||
![]() |
||||||||
Сайт открыт 3 августа 2004 года. Сегодня: года. | ||||||||
|
|||||||||||
|
епископ Евмений (Михеев) ...власть - это власть, а церковь - это церковь...
Собеседник издания
«Русская планета» -
епи́скоп Кишинёвский
и всея́ Молдавии
Евмéний
(Михеев).
Почему вы приняли свящéннический сан? Потому что я родился и воспитывался в семье священнослужи́теля.
Мой дед -
протоиерéй
Пётр Семёнович
Михеев -
был благочи́нным по
Московской области.
Умер он 25 ноября 1953 года.
В те годы епи́скопом
молдавским был Иосиф Моржаков,
он и хоронил моего деда.
После войны, в Шувóе, мы с ровесниками ходили в храм. И каких-то особых гонéний уже в то время мы не чувствовали. Возможно, дело было в том, что председателем сельсовета в то время был старообря́дец, да и все жители посёлка были старообря́дцами или происходили из их семей. И все друг друга поддерживали. А секретарь сельского совета так вообще помогала моему деду в его делах, помогала со справками, когда нужно было куда-то ему поехать для совершения треб.
А в 1968 году я женился.
В этом же году меня рукоположи́ли
в сан свящéнника, и я
переехал на прихóд в
город Верею, где и служил на
протяжении 36 лет.
По совместительству, все эти
годы также служил в Московском
кафедрáльном собóре
на Рогóжском.
* * * * * Старообря́дческая церковь была гони́ма в империи Романовых. Но когда в 1917 году царь отрёкся от престóла и началась революция, - какое у старообря́дцев было к ней отношение? Как в начале складывались отношения с советской властью?
Старообря́дческая церковь
была гони́ма в цáрское
время, а вот личный отряд охраны
царя Николая II состоял из старообря́дцев,
потому что он им доверял.
В 1920-е годы большевики́
начинают гонéния в
отношении Русской правослáвной
цéркви Московского
патриархáта
(РПЦ МП),
поддерживают обновлéнческие
течения внутри неё.
Ну, как оценивали? Не в лучшую сторону, конечно. Многие из их священнослужи́телей стóйко переживали эти гонéния. Многие из них попали в лагерь, были расстреляны. И это было стрáшно. Ведь тогда не разбирались, какой перед ними свящéнник, - старообря́дческий или никониáнский. Если ты был вéрующим, да к тому же священнослужи́телем, то тогда иди в лагерь. Всё это было большой трагедией. А обновлéнческие процессы старообря́дческую церковь не затронули. И всё-таки, старообря́дцы рассматривали советскую власть, большевиков как принципиально новую власть или продолжение прежней, романовской? И соответственно, романовские и советские гонéния сливались в один процесс или различались? Это была другая власть и другие гонéния.
Например, когда началась война,
наши старообря́дческие
иерáрхи обращались к
пáстве с призывом о
защите Отечества и собирали
средства на приобретение
военной техники.
То есть, можно говорить, что старообря́дцы лучше относились к советской власти, чем к дореволюционной? Ну, старообря́дцы не стремились с нéю вступать в конфликты. А дистанцироваться никто и не собирался. Как можно жить в стране и отделяться от власти? Когда во время войны происходит “религиóзная óттепель” и Сталин пытается восстановить отношения с церковью, - как эти процессы затронули старообря́дцев?
После возведéния
епи́скопа
Иринарха
в 1941 году в сан архиепи́скопа
Московского и всея́
Руси́ наша церковь
начала подниматься из руин.
Он жил тогда в Москве в
небольшой комнатке, которая
считалась и резидéнцией
архиепи́скопа.
В таком состоянии находилась
наша церковь в то время.
После смерти Сталина начинается массовое возвращение заключённых из ГУЛАГа. Возвращаются и многие старообря́дцы - миря́не и священнослужи́тели. Как их появление сказывается на жизни церкви?
Ну, вот так же, как и мой дед,
но он вернулся из лáгеря
задолго до смерти Сталина; все
продолжили служéние в церкви.
Были члены коммунистической партии, которые являлись старообря́дцами?
Да, в местах, где традиционно
жили старообря́дцы, быть
публично коммунистом и посещать
тайно церковь никогда не было
чем-то из ряда вон выходящим.
Они не были вои́нствующими
атеи́стами.
* * * * * Когда в 1970-е годы начинается постепенное возращение людей в церковь, то были те, кто приходил напрямую в старообря́дческую церковь, минýя РПЦ МП?
Да, в то время были такие люди.
Многие из них работали на довольно
высоких постах.
Многие люди приходили сначала
в новообря́дческую церковь,
потому что она была всегда более
распространённой.
Вы 36 лет служили в городе Верее, старинном центре старообря́дчества. Застали там много пожилых людей, помнящих ещё прежнее, дореволюционное старообря́дчество? Ощущали ли вы, что сохраняете традицию, передёете её будущим поколениям? Я находился в этой традиции. Божьей милостью, мне удавалось не только помогать пожилы́м людям, но и привлекать новых.
Рядом с Вереёй есть город
Бóровск.
А у них, у свящéнников,
дети же растут, внуки рождаются.
Они им и передавали свой опыт,
свои знания.
* * * * *
В 1971 году происходит
Помéстный собóр
РПЦ МП, который признаёт
старые и новые обряды
“равноспаси́тельными”.
А от этого решения ничего
не изменилось.
То есть, это не воспринималось как акт примирéния? Нет. Мы просто это приняли к свéдению. * * * * * Когда начало развиваться диссидéнтское движение, - как к нему относились старообря́дцы, принимали ли какое-нибудь участие? Таких не было среди нас. А какое отношению было к Александру Солженицыну, который неоднократно публично заявлял о своих симпатиях к старообря́дческой церкви?
Да, мы его уважаем за то,
что он рассказал в своих
книгах всю правду о лагерях.
А вот Дмитрий Сергеевич Лихачёв к старообря́дцам тоже положительно относился… Он происходил из семьи старообря́дцев…
Да.
Дмитрий Сергеевич посещал
наш духóвный центр
на Рогожском.
Почему? Потому что он был кореннóй старообря́дец. * * * * *
В 1988 году государство
перестаёт враждовать с
церковью: торжественно
отмечается Тысячелетие
Крещéния Руси́.
Это был исторический момент.
В 1988 году у нас была учреждена
Митропóлия.
Попыток учреди́ть митропóлию было много, и тогда это наконец-то удалось. Митрополи́том стал активный и относительно молодой митрополи́т Али́мпий, который стал подбирать людей на свящéннические стéпени, чтобы укрепи́ть церковь. Для нас празднество Тысячелетия Крещéния Руси́ - это торжествó Правослáвия.
В начале 1990-х люди стали
массово возвращаться в церковь.
В это время пришло много рабочего лю́да и молодёжи - потомков старообря́дцев. Они впервые смогли свободно и без огля́дки прийти в храм. Благодаря этому прихóды резко “помолодéли”, ведь раньше они держались, в основном, за счёт людей старшего вóзраста. Это возвращались наши коренны́е старообря́дцы. * * * * * Как относитесь к инициативам современной РПЦ МП ввести преподавание основ правослáвия в школе?
Наша церковь собóрно
поддержала решения преподавания
правослáвия в школах.
И вообще, радостно, что сегодня дети имеют такой широкий доступ к книгам правослáвной тематики, чего моё поколение было лишено. Нужно ли, возможно ли примирение с РПЦ МП? Как оно должно выглядеть, чтобы на него согласились старообря́дцы? Новообря́дцы должны прийти к тому, от чего ушли́. Всё. То есть, вернуться к стáрым…
Почему “стáрым”?
Нас назвали
“старообря́дцами”,
хотя мы ничего стáрого
не брали.
* * * * * Что бы вы посоветовали молодому поколению людей, которое испытывает сложности, подвергается давлению со стороны государства за свои убеждéния? Мы жили, мы надеялись. Я знал много достóйнейших и благорóднейших людей, которые на разных этапах приходили в церковь и защищали её перед властя́ми. Защищали свои убеждения в любых условиях, порой страдая, претерпевáя неудóбства. И это очень большой труд, который тоже кому-то надо делать - в любом государстве. А в наше время нужно продолжать сохранять свои убеждения, веру наших прéдков, и передать новому поколению. Знаете, почему в хрáмах толстые стены? Потому что, находясь в хрáме, человек получает благодáть Бóжию, а за стенами остаётся вся мирскáя суетá, и только в хрáме есть спасéние души́. источник: rusplt.ru
|
|
|||||||||
|
|||||||||||||||