|
||||||||
![]() |
||||||||
Сайт открыт 3 августа 2004 года. Сегодня: года. | ||||||||
|
||||||||
|
протоиерей Евгений Чунин Для чего мы приходим во святой храм
Среди тех людей, кто именует себя
христианами, одни стремятся по возможности
чаще приходить во святóй храм
и, по крайней мере, делают это каждую
неделю.
Другие же переступают церковный порог
так редко, что проще будет сказать:
они не бывают в храме почти никогда.
Церковь, или храм - это особенное место, это не простое здание, а специально построенное, освящéнное и приготовленное для того, чтобы в нём совершались общественные христианские моли́твы, церковные тáинства и иные священнодéйствия, чтобы здесь приносились безкрóвные жертвы нашему Гóсподу, чтобы именно здесь совершались все те службы и чинопослéдования, которые Госпóдь установил для спасéния всех вéрующих в Него.
Но с тех самых пор, как Госпóдь
открыл людям Свою волю о храме и о
пребывании за общим богослужéнием, -
с тех пор и диáвол, противник
Бога и людей, пытается помешать христианам
исполнить сиé Бóжие узаконение.
Эта «христианская болезнь» возникла
не сегодня: ужé в IV веке святи́тель
Иоанн Златоустый сéтовал:
Поистине, великá беда от того, что христиане пытаются строить свою жизнь, не стремясь по возможности чаще приходить в храм к церковному богослужéнию. Именно в храме мы совершаем наши совместные моли́твы - моли́твы людей, объединённых единой верой, единым намерением. Но кто-то упрямо твердит: «Я и дома могу помоли́ться, если захочу!»
То-то и беда, что чаще всего бывает,
как раз, наоборот, - если вспомним,
то не найдём для этого возможности:
кто-то или что-то помешает, и снова
наше благóе намерение останется
не реализованным.
Но даже если кто-то и имеет обычай
самостоятельно моли́ться у себя
дома, все равно церковная моли́тва
имеет особенную силу и бóльшую
знáчимость.
Так почему же мы снова и снова ищем
предлоги для того, чтобы в очередной
раз избежать этого важнейшего христианского
дела - участия в общественной церковной
моли́тве, снова мы снова уступаем
диáволу, который предлагает нам
лукáвые и лживые отговорки?
Одни привыкли считать, что их обычные,
повседневные дела будто бы являются
препятствием для посещения храма.
Они говорят:
«Я бы и рад приходить в храм,
но мне нéкогда. Жизнь сейчас
такая трудная, мы все очень занятые».
Но давайте еще раз посмотрим:
чем и как мы бываем заняты на
самом деле?
Понаблюдаем за собой: сколько
времени уходит у нас на телевизор,
на прáздное времяпровождение,
на телефонное пустословие, на
чтение безполезной
(если не развращённой или богоборческой!)
литературы и т. д.?
Другие рассуждают так: «Ну, вот что я приду? Моли́тву в церкви я не слышу (или не понимаю), как себя вести в храме - тóлком не знаю… Что я буду смущать других людей? Пусть лучше они там мóлятся, а я посижу дома». И так остро переживают чувство неловкости при своих очень редких посещениях храма, что потóм долго боятся заглянуть сюда снова.
Этакая «благочести́вая скромность».
Но скромность эта только на вид такова,
ибо на самом деле здесь тоже присутствует
скрытый обман, здесь опять видно лукáвство
нашего общего врага. Ибо, если мы однажды
поймали себя на том, что плохо понимаем
или совсем не понимаем читаемые в церкви
моли́твы, это должно бы нас не
к тому подвести, чтобы совсем отказаться
в храм ходить, а к совершенно обратному.
Ну, а насчёт неловкости от неумения
себя правильно вести в церкви -
это вполне естественное ощущение
для любого, кто первый раз оказался
в новой обстановке.
Итак, видите, как лукáвый подталкивает нас из одного и того же обстоятельства сделать совершенно преврáтные выводы. Вместо того чтобы приложить старания и потрудится на духовную пользу, на развитие своего моли́твенного навыка, диáвол навевает страшную мысль: уж лучше ты и вóвсе в храм не приходи! И это ли мы назовём «скромностью»?
Третьи иногда заходят в храм, но
считают, что приходить на службу
каждое воскресенье, вóвсе не
обязательно, мол,
«богомóльные старушки или
те, кому делать нечего, пусть и
ходят моли́ться каждую неделю,
а всем христианам ходить часто».
Ещё во времена Вéтхого Завéта Госпóдь дал людям десять заповедей, и четвёртая из них гласит: «шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - … Гóсподу, Богу твоему: не делай в óный никакого дéла ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…; ибо … благослови́л Госпóдь день [сей] и освятил его». [Исход 20:10-11].
Госпóдь заповéдал нам хранить
седьмой день
(воскресенье; а раньше - во временá
Вéтхого Завéта, до Воскресéния
Христа из мéртвых, праздновалась
суббота),
как день отдыха от телесных трудов,
как день, в который мы должны бóлее,
чем в другие дни, устремить ум свой
к Гóсподу, прийти во святóй
храм, обратиться к Нему в моли́тве,
вспомнить о своих грехах.
Указанная зáповедь Бóжия
является прямым основанием известному
обычаю ежевоскресного посещения храма,
в котором, как раз, и заключена та
мера церковного усéрдия вéрующих,
которая векáми соблюдалась на
Руси.
Все попытки провозгласить нéкий
инóй, «самодельный» обычай посещения
храма чаще всего заканчиваются бедой,
потому что ни на чём не основаны.
Если сегодня кто-то считает достаточным
приходить в церковь один-два раза в год -
легко того не заметит, как пропустит
и два-три года, или больше.
Столь чудовищное оскудéние христианского
сознания - результат незаметного отступления
от церкви, начавшегося с «простого непосещения»
храма. И подобные случаи сегодня отню́дь
не редки.
Невозможно перечислить всех улóвок,
которые в изобилии выдвигает сатанá
на пути тех незадачливых вéрующих,
которые ещё не решили для себя - хотят
ли они жить по зáповедям или не хотят,
будут ли ходить в храм или пока не знают,
зачем им это нужно.
Однако, не стоит думать, будто так уж
легко диáволу нас запутать и сбить
с толку. Многое зависит от нашего личного
желания. Госпóдь дал каждому из нас
совесть, а её голос трудно бывает заглушить
даже отчаянно-безсовестному человеку.
Просто, инóй раз люди сами готовы
обманываться и рады предлагаемым сатанóю
улóвкам - они так привыкли, им так
удобнее и ничего не хочется менять.
И проблема заключается чаще всего в
нежелании преодолеть сложившийся «расслабленный»
порядок жизни, человек просто-напросто
не хочет прислушаться к гласу Бóжию,
как будто он обращён к кому-то другому,
а вóвсе не к нему.
Можно ли такое самоотлучéние от Церкви считать нормальным, благополýчным для человека, сознаю́щего себя христианином? Можно ли думать, что это не помешает делу его спасéния? Нет, дорогие брáтия! Чтобы мы ни думали и ни говорили, мы не можем посчитать такой образ жития́ нормальным для вéрующего человека. Что же делать нам? Прежде всего, нельзя позволять лукáвому себя напрáсно обманывать, нельзя снова и снова оправдывать своё нерадéние в деле посещения храма, ибо это есть грех, в котором следует признаться и покáяться. А дальше - как и всегда после покая́ния в каком-либо грехе - надо попытаться хоть что-то изменить к лучшему.
Пожелав исправить ситуацию с редким
посещением храма, надо прежде поставить
себе задачу: не упускать каждую очередную
возможность прийти во святóй храм!
* * * Я совершенно уверен, что многим из нас в той или инóй мере знакомы отговорки, подобные вышеперечисленным. Многие, все-таки, время о времени приходят в храм, но могли бы приходить и чаще, могли бы приходить в каждое воскресение, однако не делают этого, считая «не обязательным».
В том, что многие не привыкли ходить
в храм, и совершенно не чувствуют угрызéния
совести по этому поводу, проявляется
явное охлаждение в отношении людей к
Богу и к Церкви. Путь этот, дорогие
брáтие, весьмá скользкий и
опасный.
Если мы стремимся ко спасéнию, мы должны твёрдо знать: Госпóдь проложил путь спасéния вéрующих в Него через земную Церковь, через святые храмы. И чем чаще мы будем участвовать в церковной моли́тве - тем бóлее надёжным и прямым будет наш жизненный путь, целью которого является достижéние Царства Бóжьего и Вéчной Жизни. источник: rpso.ru
|
|
||||||
|
|||||||||||||||