|
|
протоиерей Евгений Чунин
Исповедовать Христову веру
Исповéдниками принято называть тех, кто в каких-то непростых,
сложных обстоятельствах исповедáли правую веру в Гóспода,
в Егó Святýю и спаси́тельную Церковь, причём, делали
это открыто, не боясь угрожающих им прещений или иных каких-то испытаний.
И это их исповедáние осталось в памяти многих свидетелей и послужило
на пользу им и многим другим верующим людям.
Во святом Евáнгелии есть такие строки:
«Áще кто исповéсть Мя пред человéки, тогó
и Аз исповéм пред Отцéм Мои́м, и́же на небесéх.
Áще кто устыдится Мя пред человéки, тогó и Аз устыжуся
пред Отцéм Мои́м, и́же на небесéх».
В этих словах Госпóдь призывает нас всех принять на себя
жребий исповéдничества и без ложного стыда, без каких-либо
предлогов к уклонению от сегó, честно и последовательно
исповéдовать и проповéдовать Христóву вéру
в окружающем мире.
Именно так мы, казалось бы, и должны понимать эти евáнгельские
слова. Однако, в беседах с людьми нередко приходится слышать
различные отговорки, наподобие таких:
«Я же не апóстол! Как я могу говорить о том, что не допóдлинно
понимаю? Меня спросят о чём-то, а я и не знаю, чего и сказать, -
лучше я буду молчать».
НО, если вдуматься, такая позиция и есть, как раз, проявление того
сáмого случая -
«Áще кто устыдится мя пред человéки...»,
ибо недостаток наших познаний - это еще не грех: никто из людей ни
в какой области знаний не может знать всего. Поэтому, не строя из
себя «всезнайку», и не лукавя, мы можем, даже больше того, мы
обязаны говорить окружающим людям о своей вéре. И если
они пожелают о чём-то спросить нас, то мы можем ответить, а если
чего-то не понимаем сами, - тогда должны не побояться переадресовать
их к более знающим христианам или пригласить прийти в храм, предложить
встретиться со священником.
В любом случае, мы должны всемéрно, искренне и старательно
способствовать тому, чтобы каждый человек нашёл ответы на те
вопросы духóвного плана, которые стоят перед ним. Повторяю:
чтобы говорить людям о Христóвой вéре, вовсе не
обязательно «знать всё», - лишь бы мы старались действовать
по совести, лишь бы не лукáвили и надеялись на помощь
Бóжию.
Раз мы вéруем в Гóспода, - мы и должны говорить
о вéре в Гóспода. Раз мы что-то знаем, - мы должны
не стесняться говорить о том, что мы знаем. А мы знаем,
что именно апостольская святая Церковь указывает людям путь
ко спасению - и мы обязаны об этом говорить. Мы знаем, что
Бóжий закóн - благ и справедлив, и мы обязаны об
этом говорить. Мы знаем, что с вéрою во Христá жили
и умирали многие известные люди, - и мы обязаны говорить об
этом, и ещё о многом другом.
Но даже если случится так, что мы однажды не сможем
ответить на какой-либо заданный нам вопрос, - вовсе не следует
смущаться, ибо вóвсе не удивительно, что перед нами до сих
пор этот вопрос не вставал, и мы не искали на него ответа. А раз
он теперь возник, - подумаем и с Бóжией пóмощью найдём
ответ и на этот вопрос. Или предложим этому человеку послушать
ответ от кого-то другого - более сведущего, более грамотного в
вопросах веры. И то, и другое - не страшно, не стыдно и, более
того, - естественно. Хуже, когда мы, ссылаясь на своё якобы незнание
и неумение (подчас, даже преувеличенное), - уклоняемся от сей важной
миссии.
Но не только такие препятствия воздвигает сатанá на пути
христóвой прóповеди. Приходилось слышать и другие рассуждения:
мол, зачем же я буду «лезть в душу» незнакомому человеку, может
быть, ему это вóвсе и не надо, тем более, что он меня об этом
и не просил. Ну, а если он захочет, - он меня спросит, и тогда,
конечно, я ему постараюсь всё рассказать...
Некоторые при этом ещё более углубляются в философию:
«У каждого человека есть свобода, каждый должен сам своей
свободой распоряжаться. Я не хочу у кого-то отнимать его
свободу и навязывать ему свои взгляды и оценки. Поэтому я
не буду говорить о Христé и о своих христиáнских
убеждениях...»
Но я скажу вам, дорогие братия, что в этой, вроде бы,
«вежливой» позиции заключено скрытое, и причём, весьма опасное
лукáвство.
Давайте разберёмся.
Спóру нет, Госпóдь каждому из нас дал свободу,
и пока время нашей жизни ещё не истекло, свобода каждого из нас -
в нашей вóле. Но разве всегда нам удаётся воспользоваться
своим жизненным выбором совершенно осóзнанно? К сожалению,
нет: иногда бывает так, что мы не понимаем тóлком, из
чего нам предстоит делать тот или иной выбор. Нам не хватает
информации, и поэтому мы не можем сделать обоснованный и правильный
выбор.
Так разве плохо, если бы мы постарались помочь другому
человеку более глубоко осознать обстоятельства имеющегося у
него выбора, в результате чего он сможет воспользоваться своей
свободой более правильно, более осмысленно? Или разве мы ограничим
этим его свободу?
Если мы постараемся рассказать человеку о вéре Христóвой
то, чего он не знает, если мы поможем ему понять, что ожидает
его в этой жизни и что - после её окончания, - разве этим мы
отнимем у него его свободу, разве лишим его права выбора? Разве
кто-либо может обязать его делать только то, что мы ему сказали?
Да ничего подобного! Наоборот, именно после более глубокого знакомства
с различными возможными вариантами человек только и сможет сделать
свой настоящий выбор! Ибо, когда он, зная безбóжную жизнь
(поскольку она нас всех окружает), при этом ничего не знает и
не имеет никакого представления о жизни христиáнской, он
фактически знает только одну из двух возможных сторон, и обоснованного
выбора сделать не может. Получается, что перед каждым человеком
Бог поставил право выбора, а человек, собственно говоря,
и не знает из чего выбирать, потому что он видит подчас только
одну половину - безбожную, мирскую жизнь.
Именно поэтому, уважая свободу выбора каждого человека,
и именно для того, чтобы человек мог воспользоваться своим выбором
с полным сознанием того, между чем и чем он выбирает, - добро
будет, если мы постараемся ему рассказать, объяснить что-то о
Христé, о вéре в Гóспода, о Святóй Церкви.
Именно после этого его выбор станет более осмысленным и более
полноценным, хотя, конечно же, нет гарантии, что он прислушается
и воспользуется той информацией, теми сведениями, которые мы ему
вручили. Это - во-первых.
А во-вторых, как бы мы красиво и витиевато не рассуждали,
но сознательное уклонéние от исполнения своей христиáнской
обязанности открыто ИСПОВÉДОВАТЬ свою вéру, от этого
исповéднического подвига, который завещан нам на страницах
Евáнгелия, конечно же, есть грех и непослушáние перед
Бóгом, и должно быть опрáвдано.
Это всё я говорю к тому, чтобы мы с вами не старались находить
какие-то новые отговорки, дабы уклониться в исполнении нашего
христиáнского дóлга - от исповедáния вéры
Христóвой пред людьми, окружающими нас. В том и заключается
смысл сего христианского подвига, что христианин открыто,
без смущения и стыда, готов говорить о своей вéре с невéрующими
людьми. И при этом беседовать с подобающей скромностью,
не хвалиться своими духóвными пóдвигами (как тот
евáнгельский фарисéй), не выставлять себя «всезнайкой»,
но и не уклоняться от подобных вопросов и разговоров. Поступая
так, будем стремиться и в этом исполнять вóлю Бóжию,
и тогда мы можем надеяться, что и Сам Госпóдь Исýс
Христóс, по Евáнгельскому слову, исповéдует наши
имена пред Отцéм Свои́м, и́же на небесéх.
источник:
rpso.ru
следующая
→
|
|
|