«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 12 (октябрь 2017)

Черемшан и русское искусство

Сергей Маркус1

Художники и Черемшан

С Маркус Урóчище Черемшáн с его целéбной природой, источниками, пещерами и удивительными пейзажами, как ужé говорилось, привлекало людей издревле. А к концу XIX столетия здесь выросла буквально целая группа дачных посёлков, куда приезжали не только хвалы́нцы, но и саратовцы и жители других городов. Так, здесь - одновремéнно с оби́телями старовéров - весной и летом оживали дачи, где отдыхали и творчески трудились мнóгие дéятели искусств.

Из Хвалы́нска сюда приходил брать первые уроки рисования к и́ноку Варсонóфию мальчик Кузьма, сын сапожника, урожéнец Хвалы́нска - впоследствии известный всему миру классик жи́вописи XX века, выдающийся график, теоретик искусства, писатель и педагог Кузьмá Сергеевич Петрóв-Вóдкин (1878-1939 гг.).
Об этом он писал в автобиографической книге «Пространство Эвкли́да», 1930 года.
В его оригинальной живописной манере угадываются корни: локальный цвет икóн, обобщённая певучая линия, обратная перспектива, особая любовь к красному цвету и вóлжским просторам. Сейчас ему в Хвалы́нске сооружён памятник, открыт музей, в его честь ежегодно проходят Хвалы́нские пленэ́ры, на которые съезжаются художники со всей России.

А зачинáтелем Хвалы́нских пленэ́ров сто лет назад был местный старовéр, сын садовóда Илариóн Автонóмович Елатонцев - мастер живописного портрета, педагог.
Он способствовал приезду в Хвалы́нск своих товарищей Бориса Михайловича Кустóдиева, Ивана Си́лыча Горюшкина-Сорокопудова и учителя Пáвла Алексеевича Власова летом 1895 года. Óбразы Повóлжья и в целом провинциальной России, великой русской реки́ Волги невозможно представить без картин этих великих мастеров. В них душа России, выраженная на холстé. Уникальны óбразы старообря́дческих оби́телей и их обитáтелей в работах Ивана Си́лыча Горюшкина-Сорокопудова (1873-1954 гг.).

Среди́ вдохновлённых Черемшáном - великий мастер жи́вописи, развивавший эстéтику символи́зма, урожéнец Саратова Виктор Эльпидифóрович Борисов-Мусáтов (1870-1905 гг.).
За два года до кончи́ны он провёл здесь в 1903 году медóвый месяц и создал шедевр «Изумрýдное ожерéлье», украшающий Третьяковскую галерею. Для эски́зов своих работ он делал не только наброски, но и постановочные фотографии костюмированных в одежды “галáнтного XVIII вéка” прекрасных дам.

Черемшáны по праву можно было бы назвать “русским Барбизоном”, очагом-лабораторией искусств, где художники модéрна и символи́зма черпали силы в корневых традициях старообря́дчества...

* * * * * * *

Примечания:
1Сергей Владимирович Маркус (г. Москва) – культурóлог, поэт, член Инициативной группы по возрождению Черемшáнского старообря́дческого комплекса.
 
НА ФОТО: С. Маркус открывает выставку «Черемшáн. Возвращение». Москва, октябрь 2016г.

 

 




ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project