«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 4 (апрель 2012)

К ЧИТАТЕЛЮ

Християнство - религия подвига

Распятие Господне Взгляните на древнюю икону страдающего Гóспода.
Обращает на себя внимание правая рука Логина Сотника. Он, язычник, увидев солнечное затмение и землетрясение во время распятия Исуса, внезапно уверовал во Христá. Его десница сложена на иконе в двуперстное крестное знамение - во исповедáние веры во Христá как Бога и Человека в одном лице. Это двуперстие - зримый символ Християнства, хоругвь Православия, знамя старой веры.

Первых учеников Христá враги назвали християнами как бы в издёвку. Но это наименование и они сами быстро подхватили. Даже в Деяниях святых Апостол говорится, что в Антиохии ученики впервые стали сами называться християнами. А св. Апостол Пётр наставляет тех, кто терпит как християнин, переносить страдания с радостью...

Християнами их стали называть потому, что все их слова, мысли, мечты - вся их жизнь была сосредоточена на одном Христе. Апостол Павел выразил это так: «И уже не я живу, но живёт во мне Христóс» [Гал. 2:20]. Каждый день давал им возможность подтверждать это наименование: им непрестанно приходилось переносить насмешки, издёвки, притеснения, лишения, преследования. В любой момент их верность Учителю могла пройти проверку. Многих приводили в суд, пытали и казнили - а они приводили своих палачей в недоумение: пытки и смерть они принимали с радостью, пели и молились.

Когда в Римской империи стихли гонения, тогда верность християн Гóсподу Исусу нашла другое выражение: многие пошли в пýстыни, чтобы вдали от мира жить только со Христом и только для Христá. Они отказывались от всего - от всего, что составляет земную жизнь - ради того, чтобы быть со Христом.
И в те же времена появилась ещё одна возможность проявить верность Гóсподу. Гонения от язычников стихли, но поднялись новые преследования - от различных еретиков1. В истории Церкви было несколько периодов, когда разные еретики оказывались у власти (императорами становились последователи ересей) и начинали жестокие гонения на християн, хранящих правую веру. Бывало, что епископы и патриархи совращались в ереси и становились губителями душ и гонителями христиан. Около 70 лет, например, главы всех 5 вселенских патриархий исповедовали ересь монофелитства и гнали правильно верующих священников и мирян, вынуждая их собираться для молитвы в местах потаённых. 6-й Вселенский собор осудил эту ересь и восстановил православие у греков и римлян.

На Русь християнская вера пришла уже после проверки всеми этими испытаниями. И неудивительно, что здесь она очень быстро засияла и мучениками, убитыми за Христá (их в первое время на Руси было немного), и огромным сонмом преподобных чудотворцев, отказавшихся от всего ради Христá и ушедших в леса. Первое время на Святой Руси не было заметных еретических движений - она хранила чистоту веры неуклонно. Однако, и нашу Церковь постигли тяжёлые времена. Сначала жидовствующие немного смутили християн, а потом «новолюбцы» нанесли по Церкви сильный удар.
Старые и новые обряды Середина XVII века - кровавая рана православной Руси. Как в древности еретики иконоборцы во главе с императорами Византии восстали на церковный обычай почитания святых икон, так и новые обрядоборцы во главе с царём Алексеем и патриархом Никоном начали борьбу против древних церковных преданий: двоеперстного крестного знáмения (которым с апостольских времён осеняли себя все християне), осьмиконечного креста, сугубой «аллилуии», хождения «посолонь» (по ходу солнца - за «Солнцем правды» - Христом) в крестных ходах и при крещении и венчании... «Новолюбцы» проклинали святую древность и безумно учили, будто до них Русская Церковь не умела правильно ни молиться, ни креститься, ни поклоняться Богу2. Они провозглашали, что очищают Церковь от ереси (иконоборцы у греков ранее говорили точно так же)! И очищали «огнём и мечом», беспощадно преследуя и казня православных християн за непокорность богохульному безумию «новолюбцев».
Вспомнились первые времена християнства - верные шли на казни и в тюрьмы, их сжигали, им рубили руки и резали языки, их обезглавливали, вешали, топили, их лишали имущества и гражданских прав, их облагали двойным налогом, им запрещали занимать какие-либо государственные должности, им мешали воспитывать в исконной вере детей. Им придумали новые клички (слово «християнин» уже стало вполне благозвучным): стали обзывать раскóльниками, старообря́дцами, кержакáми, кулугýрами... Даже те из них, кто жил в миру, были как бы из другого мира. Окружающий мир рушился: извращалась вера, заимствовались иноземная одежда, язык, привычки. Многим из них пришлось бежать в леса и на горы, спасаться от преследований за границами Империи - лишь бы не предать Христá и не отступить от Его учения.

Для чего такие сложности? К чему столько проблем? Неужели нельзя просто лицемерить в вере или послушаться начальства и поменять свою веру, как велят? Ведь можно же в чём-то уступить? Для християн такие вопросы не вставали. «Один Госпóдь, одна вера, одно крещение!» [Еф. 4:5]. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», - говорит Госпóдь [Откр. 2:10].

Павел, епископ Коломенский, уже в самом начале никоновой реформы возвысил голос за правду Христову, против клеветы на древнюю православную Церковь, - и Никон тут же избил святителя, содрал с него мантию и отправил без суда в заточение, где тайно умертвил и сжёг его тело. Другие архиереи устрашились смерти и не стали противиться злобному реформатору. Однако, хотя горстка епископов и убоялась земного владыки паче Бога, но народ церковный стал за попранное и оклеветанное Предание Церкви. Християне желали лучше расстаться с временной жизнью, чем предать благочестие и лишиться Жизни Вечной.
Многие из православных «староверов» были замучены до смерти, другие же бежали от гонителей веры в необжитые и отдалённые места Сосновый Остров (будущий город Хвалынск) и его окрестности привлекали беженцев прекрасной природой, плодородными почвами, рыбной ловлей, обилием родников с чистейшей водой, а главное - удалённостью от преследователей древней православной веры. Середина и конец XVII века ознаменовались первой волной массового переселения староверов в эти места.

Во времена Екатерины Второй, через сто лет после жестокого разгрома древнего православия, гонения на время ослабли. Царица призвала староверов заселять необжитые земли Поволжья. Началась вторая волна переселения. Из-за границы возвратилось множество потомков тех, кто бежал в старые годы от преследований. Тогда возникли новые монашеские скиты на реке Иргиз, превратившиеся в крупнейшие монастыри, в духовный центр староверов России. Одно время на старообрядческом Иргизе официально числилось только священников до 200 человек! Но поскольку оставшиеся в живых архиереи уклонились от древней веры, то рукополагать священников староверы не имели возможности. Все эти сотни батюшек были «беглыми» из государственной церкви: узнавая о правде старой веры и неправоте «новолюбцев», они оставляли казённую церковь, прибегали к староверческим священникам прежних поколений, каясь в прежних заблуждениях, и получали от них прощéние. Таинство миропомазания, совершаемое при этом над ними, воссоединяло их с Церковью и давало благодать для священнодействия в Ней. Так в XVII веке благословил принимать переходящее от «новолюбцев» священство епископ-страдалец Павел Коломенский, идя на мучение. Так и поступали староверы, сохранив священство до середины XIX столетия.

митрополит Амбросий Царь Николай I объявил новый «крестовый поход» против древлеправославия.
«Беглых попов» объявили вне закона, стали отлавливать и заточать в темницы. Строго-настрого было запрещено староверам принимать новых переходящих священников.
Были разгромлены и переданы государственной церкви Иргизские монастыри староверов. Их насельники разбежались кто куда. Часть поселилась у города Хвалынска на речке Черемшан, где со временем образовались новые небольшие монашеские обители.

Староверы, не желая оставаться без священников, постарались найти архиерея, который бы пожелал возвратиться в древнюю православную веру и возглавить гонимую Христову паству. По промыслу Божию это событие произошло за границей, на Буковине.
В 1846 году в русском селе Белая Криница (Австро-Венгрия) присоединился к древлеправославной Церкви греческий митрополит Амбросий. Он рукоположил ещё двух епископов, а они - других архиереев, и с той поры полнота церковной иерархии была восстановлена.

архиепископ Антоний (Шутов) Был рукоположен архиепископ Антоний (Шутов), возглавивший Русскую поместную церковь. Он поставил ряд епископов на российские области, в том числе и первого Саратовского епископа Афанасия (Телицина, или Кулибина), который поселился на Черемшане. Так Хвалынск и Черемшан стали на многие десятилетия духовным центром староверов Поволжья. Черемшан прославился святым угодником Серапионом - праведником, исповедником веры и чудотворцем, чьи нетленные мощи были обретены через 10 лет после смерти.

Нынешний выпуск «Вифлеема» посвящается истории староверия в Хвалынске и на Черемшане, а также памяти преподобного отца нашего и исповедника Серапиона, архимандрита Черемшанского.

Мы помещаем сегодня в наш сборник и уже опубликованные, но являющиеся библиографической редкостью материалы, и редчайшие тексты и фотографии, ранее не изданные, из музеев и частных архивов, а также новые фотоснимки зданий Хвалынска и Черемшана и предметов, хранящихся в музеях и храмах Саратовской области.

При публикации используются следующие аббревиатуры:
 
ГАСО - Государственный архив Саратовской области:
 
СОМК - Саратовский областной музей краеведения;
 
ХКМ - Хвалынский краеведческий музей;
 
ХКГ (Хвалынская картинная галерея) - Хвалынский художественно-мемориальный музей
       им. К. С. Петрова-Водкина;
 
МУЧ - Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского (г. Саратов);
 
СМСО - Сосново-Мазинская старообрядческая община.

Редакция благодарит руководство и коллективы вышеуказанных музеев, а также Дома-музея К. Федина (г. Саратов) за помощь в сборе материалов для данного выпуска «Вифлеема».

Примечания:
1 Еретики́ - последователь изменённых, новопридуманных вероучений и преданий,
   в отличие от православных, то есть неуклонно следующих древним учению и
   преданию Церкви.
2 Так, древнее двоеперстное крестное знамение, преданное нам от Христá
   через апостолов, они прокляли и кощунственно называли в своих книгах
   еретичеством, арианством, македонианством, несторианством, бесовским
   знамением, демонским седалищем и прочими скверными наименованиями.

 

 



ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project