«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 2 (апрель 2011)

ПРИХОДНЫЕ И ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ
(«Малый начал»)

Продолжаем начатое в первом выпуске «Вифлеема» знакомство с христианскими молитвами. Мы уже познакомились с Молитвой Мытаря: «Боже, милостив...» С этой же молитвы начинаются и приходные и исходные поклоны в кéлье (дóма) и в церкви (читаем вслух только выделенное жирным шрифтом):

Бóже, ми́лостив бýди мнé грéшному (поклон1).
Создáвыи мя́ Гóсподи, и поми́луй мя́ (поклон).
Без числá согреши́х, Гóсподи поми́луй и прости́ мя грéшнаго (поклон).
Достóйно éсть я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богорóдице: при́сно Блажéнную, и Пренепорóчную, и Мáтерь Бóга нáшего. Честнéйшую Херуви́м, и Слáвнейшую вои́стину Серафи́м, без истлéния Бóга Слóва Рóждьшую, Сýщую Богорóдицу Тя́ величáем (поклон всегда до земли).
Слáва Отцý и Сы́ну и Святóму Дýху (поклон).
И ны́не и при́сно и вó веки векóм, ами́нь (поклон).
Гóсподи поми́луй, Гóсподи поми́луй, Гóсподи благослови́ (поклон).

Отпýстная молитва:

Гóсподи Исýсе Христé, Сы́не Бóжии, моли́тв рáди Пречи́стыя Ти́ Мáтере, си́лою Честнáго и Животворя́щаго Крестá, и святы́х áнгел, Храни́тель нáших, и всéх святы́х, поми́луй и спаси́ нас, я́ко Блáг и Человеколю́бец. Ами́нь. (Поклон без крестного знамения до земли; этот поклон адресован не Богу, а священнику: в церкви - настоятелю, а в кéлии или дóма - заочно своему духовному отцу; поскольку священнику и прочим людям положено кланяться без крестного знамения, этот поклон делается «не крестясь», в отличие от основных 7 поклонов, и в счёт поклонов не входит).

После этого по обычаю повторяют Молитву Мытаря (с тремя поясны́ми поклонами).

По уставу, изложенному в предисловии к учебной Псалтыри (XVII век), каждый христианин должен молиться этот «семипоклонный начал», входя и выходя из дома (собираясь идти в церковь или по каким-то делам), входя в церковь и выходя из неё. В будние дни, если нет праздника, все эти поклоны полагаются до земли; в воскресные и субботние дни (а также в праздники с полиелеосом или великим славословием - это указано в Церковном календаре в 1-м выпуске «Вифлеема») все поклоны поясные, кроме поклонов по «Достойно есть» и на отпýстной молитве. В Великий же пост все эти поклоны в любые праздники земные, кроме суббот и воскресных дней, а также праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы.

v0276

Для лучшего понимания переведём эти молитвы на современный язык.

Молитва Мытаря: Боже, будь милостив ко мне, грешному! Ты, Гóсподи, создал меня - Ты меня и помилуй! Я весьма много согрешил, - Гóсподи, помилуй и прости меня, грешного!

Величание Пресвятой Богородице: Воистину подобает ублажать Тебя, Богородица, - всегда блажéнную, и пренепорóчную, и Мать Бога нашего. Более почитаемую, чем Херуви́мы, и воистину более славную, чем Серафимы2, без нарушения девства родившую Бога Слова [Исýса Христá], истинную Богородицу - тебя величаем!.
Эта молитва направлена против ереси Нестория, учившего, будто Дева Мария родила не Бога, но человека, и запрещавшего называть Её Богородицею.
Лжеучение Нестория отвергнуто святыми отцами на III Вселенском соборе.
Пресвятая Дева во своей пречистой утробе вместила Бога, стала живым Престолом Владыки Ангелов, и поистине стала превыше всякой твари, выше всех Ангельских чинов. И о том, что Её подобает всем поколениям ублажать, Она сама пророчески провозгласила, по Евангелию: «И сказала Мария: величит душа Моя Гóспода, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моéм, ибо призрел Он на смирение Рабы Своей, и вот, отныне будут ублажать Меня все роды; ибо сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов на боящихся Его!» [Лк. 1:46-50].

Интересна история происхождения сей молитвы.
Конечная часть её («Честнейшую Херувим») написана преподобным Козьмою, епископом Майумским, жившим в VIII веке. А начало сей молитвы было добавлено позже. В конце X века на Святой Горé Афон в кéлье подвизались старец и его ученик. Однажды старец ушёл на воскресное всенощное бдение в церковь. Пока он отсутствовал, кéлью посетил некий монах и попросился к ученику на ночлег. В предрассветный час, когда инок и монах-пришелец молились перед иконой Божией Матери «Милостивая», пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим». Гость неожиданно предварил эту песнь величанием «Достойно есть». Красота песнопения удивила и́нока, и он попросил гостя записать начало молитвы. Но в кéлье не оказалось ни чернил, ни пергамена, потому незнакомец взял каменную плиту и стал писать на ней пальцем, как на вощёной дощечке. Закончив писать, он повелел всегда петь именно так, а сам внезапно исчез (по преданию, это был Архангел Гавриил). И́нок продолжил петь это дивное величание, когда вернулся старец. О чудесном событии было сообщено патриарху и императору, и камень с начертанною молитвой был отправлен в Константинополь, а икона, которая стала называться «Достойно есть», хранится в афонском монастыре Протат. С тех пор песнопение «Достойно есть» перешло во всеобщее Богослужебное употребление.

Краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ны́не, и всегда, и в вéчные векá, - воистину так!
Как пишет блаженный Симеон, архиепископ Солунский, эта «песнь во славу Святой Троицы составлена святыми отцами ... Мелетием и Флавианом, Антиохийскими патриархами... Это - против Ария3 и Савеллия4, нечестиво мысливших. «Слава» - против ариан: потому что едина слáва Святой Троицы - и Троица единосýщна. «Отцу и Сыну и Святому Духу» - против Савеллия, богохульно проповедовавшего, что Святая Троица есть единое Лицо. «Ны́не и при́сно» и прочее - потому что Троица - Одна и Та же, существует всегда и есть неизменна, и слáва Троицы есть ны́не и всегда и будет вечно» [Труды блаженнаго Симеона, архиепископа Фессалоникийскаго. Кн. 1. Ответ 284].

Гóсподи помилуй, Гóсподи помилГóсподиподи благослови. Трижды призывается имя Гóспода - «в честь Пресвятой Троицы, так как Троица - еди́н Госпóдь - и трижды говорится в честь Троицы: “Свят, свят, свят” (Госпóдь)» (Труды блаж. Симеона. Там же). И мы молимся, дабы Госпóдь в Троице нас поми́ловал [Пс. 50:1] и благословил на молитву и все благие дела.

Отпýст: Гóсподи Исýсе Христé, Сыне Божии, молитв ради Пречистой Твоей Матери, силой Честнаго и Животворящего Креста, и [ради молитв] святых Ангелов, Хранителей наших, и всех святых, поми́луй и спаси́ нас, поскольку Ты - Благ и Человеколюбец.
Это - знаменитая и драгоценнейшая Исýсова молитва, но только дополненная призыванием заступничества Пресвятой Богородицы и всех святых (о самой молитве Исýсовой, Бог даст, мы напишем подробнее в следующих выпусках «Вифлеема»). Мы просим всеблагого и человеколюбивого Гóспода поми́ловать нас не ради наших собственных молитв, которые слабы и нечисты, ибо сказано: «Неприятна похвала в устах грешника» [Сирах. 16:9], - но ради пролитой Им на Кресте за нас Крови, а также ради пречистых молитв Его Матери («ибо много может молитва Матери для умоления Владыки», богородичен на 6 Часе), святых Áнгелов, приставленных к нам от Него и ходатайствующих за нас пред Богом, по сказанному: «Ангелы их [верных] на Небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» [Мф. 18:10], - и всех угодивших Богу святых, потому что «они, имея дерзновение к Любящему и Возлюбленному, могут и нас примирить и соединить с Ним» [Творения блаж. Симеона. Кн. 2. Ответ 87].

Аминь - «истинно так!» - этим словом, как печатью, заключаются многие молитвословия, ибо мы должны молиться Богу с дерзновенной верой и твёрдой надеждой на получение просимого, как повелел Сам Госпóдь: «Имейте веру Божию, ибо истинно («аминь!») говорю вам, если кто скажет горé сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что полýчите, - и будет вам» [Мрк. 11:23-24].

* * * * * * *

Итак, мы познакомились с «малым, или семипоклонным, началом». Этот молитвенный чин подобает совершать и востав от сна утром, и перед сном, - и выходя из дому, и возвращаясь в него, - и входя в церковь, и исходя из неё. И при начале и в конце всяких молитв в церкви и дóма (вечернего и утреннего правила, церковной службы) по благочестивому обычаю Церкви совершается это краткое молитвословие ко Гóсподу Богу нашему, Которому во Святой Троице подобает честь и слáва ны́не и всегда, и вó веки векóм. Ами́нь!

Примечания:
1 Где написано «поклон», нужно оградить себя крестным знамением и поклониться до
   пояса, а если «поклон до земли» - до земли: ладони положить рядом одну с другой
   на подручник (чистую подстилку на полу), колени поставить на пол, лбом прикоснуться
   к рукам, а потóм опять встать в полный рост, а не оставаться на коленях.
2 Херуви́мы и Серафи́мы - названия Ангельских чинов.
3 Арий - еретик, учивший, что Сын (Исýс Христóс) - не Бог во плоти, а тварь Божия, то
   есть, не признавал Святýю Единосýщную Трóицу.
4 Савеллий - еретик, сливавший три Лица Святой Троицы в одно и нечестиво учивший,
   будто вовсе нет Троицы, а одно и то же Лицо называется то Отцом, то Сыном, то
   Святым Духом.

 

 




ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project