«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 2 (апрель 2011)

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

Поучение в неделю 21-ю, Евангелие от Луки
(Книга «Евангелие учительное», слово 42)

евангелист Лука Словно второй рай, исполненный цветов и благоухающий, - чтение Божественных словес. Ибо от него мы приобретаем спасение душам, собираем добродетелей благоухание; принимаем нужное на духовное пиршество, и собираем потребное на укрепление души, и изменяемся на лучшее изменение, и, с мысленных цветов нектар собирая, духовный и спасительный мёд душам нашим приготовляем, говоря каждый из нас с Божественным Давыдом: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, пáче мéда и сóта». Ибо чтение Божественных словес подаёт душевным недугам целительные врачевания, и духовное здравие дарует, и очищает гной человеческих страстей, и столь много исцелений подаёт, сколь много недугов грех рождает. И просто сказать, нет таких благ, каких бы не давало нам от чтения Божественных словес.
Потому и повелел нам Владыка испытывать Писания, чтобы мы прилежным испытанием и чтением приобретали великую пользу, и прилежным и частым молением приобретали великое и спасительное. Ибо кто, погрешающий в вере, не укрепится от чтения Божественных Писаний?! Или кто, о деле не радивым бывающий, от того не восстанет и не исправится?

Блудный к целомудрию наставится; беззаконный - благозаконию научится, разуму - неразумный, великодушию - малодушный, смирению - горделивый, богатый - подаянию, благодарению - нищий, терпению - страдающий, много имеющий - благоимению; немилосердный прелагается на благосердие; похищающий чужое - убеждается расточать праведно и своё. И этих благ, братия, не иначе мы сможем приобщиться, как если не прибегаем часто к Божественным храмам, и собрания в них прилежно посещать, и не скоро оттуда, и не прежде отпущения выходим. Почасту удаляясь от дел в церковь, выслушивая духовные словеса, от пророков наставления, от апостолов научаемся, и каждый из нас, подходящее лечение принимая, с несказанною радостию возвращаемся домой. Потому молю вас, братия, не отлучайтесь от Божественных собраний, и не имейте ничего другого ни почётнее, ни полезнее сего, - но с горячим усердием и крепким желанием к духовному пиру приходите, и не краем уха слова послушайте, но в глубине сердца записывайте их, ничего не пропуская. Ибо таким образом сможем изобильно произрастить множество плодов, достойных Божественного гумна. Если же только телом там [в храме] пребываете, сердцем же далеко оттуда стои́те и душевной пользой пренебрегаете, но в житейские суету и заботы себя ввергаете и втягиваете, - подлинно, и вы не имеете никакой разницы с не приходящими в церковь, и будете тем подобны, осужденным от Бога, которые приняли слово Его и семя, но ни единого плода не показали [не принесли], как и из ны́не читаемого Евангелия ясно можем познать, говорящего так:

Евангелие: [Сказал Госпóдь притчу сию:] «Вышел Сеятель сеять семени Своего. И когда Он сеял, одно [зерно] упало при дороге, и пóпрано1 было, и птицы небесные поели его. А другое упало на камень, и пророслов и засохло, поскольку не имело влаги. И другое упало среди тéрния2, и совместно растущее терние задушило его. И другое упало на добрую землю, и проросло, и принесло плод стократный.»

Толкование: Притчами Госпóдь беседует, чтобы внимательными сделать слушающих и воздвигнуть их ум на поиск [смысла] проповеданного, ибо мы, люди, имеем обычай много испытывать и рассматривать иносказательно вещаемое, а явное и понятное презирать и испытывать, - поскольку притча скрытый смысл имеет, ибо одно по видимости глаголет, другое же имеет по тайному смыслу. Это же и прежде святой Давыд сказал, как от [имени] Христá: «Открою в притчах уста Мои, провещаю тайны3 Мои изначала» [Пс. 77:2]. Притчи же - образы и подобия вещей не видимых, но в первую очередь мысленных и духовных. Итак, чего не можем видеть телесными очами, то показывает притча.

Евангелие: «Вышел Сеющий, чтобы сеять семя Своё».

Толкование: Сеющий же есть единородный Сын и Слово Божие, Который вышел из недр Отца, от Которого он никогда не разлучается; и пришёл к нам Тот, Кто везде находится и всё собою наполняет, ибо был Он в недрах Отца прежде всех веков. Ведь Он есть не только тогда, когда сеет [т. е., с момента выхода Христá на проповедь - Ред.], и существование Он принял не тогда только, когда родился от Приснодевы Марии и преблагословенной Матери Своей, но Он родился прежде веков. «В мире был Он, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» [Иоанн, гл. 1]. Как же вышел? Не с места на место переходом, как передвигаются тела, ибо Он везде есть, но возвещением и промышлением, и к нам приспособлением, сделавшись ближе к нам, одеянием плоти. Поскольку мы не могли войти к Богу, ибо грехи наши препятствовали и отделяли нас от Него, то Сам Он приходит к нам плотским пришествием, Сын и Слово Божие и Отчее. Ибо как в государствах согрешившие узники вне царских мест стоят, а хотящий их примирить с царём не вводит их внутрь, но сам он выходит и беседует с ними, пока не сделает их достойными для царского зрения. Так и Христóс сотворил, вышедши к нам, то есть приняв на Себя плоть, и несказанным образом став таким же, как мы, - и беседовал о Царстве, и после этого нас ввёл в него, очистив нас от прегрешений и примирив с Богом Отцом.

Вышел Госпóдь не для того, чтобы погубить земля, наполненную тернием, или чтобы наказать земледельцев, но чтобы посеять благочестия семя и возрастить плод - спасение наше. Семенем же называет поучение, а землёю - сердца людей. И не говорит «Хотящий сеять», но «Сеющий», ибо всегда и непрестанно Сын Божий сеет в душах наших полезно и спасительно. И не только тогда, когда учит, но и творением этим: небом и землёю, и всё, что среди нас ежедневно бывает, - сеет Он в наших сердцах свои добрые семена.

Земледелец выходит часто ради других работ: или вспахать, или вырвать злые сорняки и очистить землю, или что-либо другое подобное сделать. Христóс же на сеяние вышел, ибо изначала Он был Сеющий - Творец всех и Владыка, и снова сеяв, дал естественное слово [закон совести каждому - Ред.] человеку; потом Сеющий дал июдеям Моисеев Закон; напоследок же, когда Он благоволил нашего ради спасения стать Человеком, по всей земле вышло семя - слово Его Учения. Ибо то, что прежде пророки говорили, они вещал от Духа Святаго; Христóс же проповедовал Своё слово, потому что не говорил: «Так говорит Госпóдь», - но: «Я говорю вам», - чтобы мы поняли, что по существу Его есть семя [слово - Ред.], и что Он есть Податель всего доброго, а мы плодовые растения Его, и от Него и через Него - любое наше духовное плодоношение.

«И когда Он сеял»: не говорит «посеял», но «сеял», - поскольку и через апостолов, и через бывших после них учителей и пастырей Госпóдь пребывает Сеющим слово Своё и поучение.

«И одно упало при дороге». Не говорит же, что одно [зерно] бросил Сеющий, но оно упало, поскольку Сеющий сеет и учит, а слово падает на слышащих, и они оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или доброй землёю. Итак, три части посеянного погибают, а спасается одна. Ибо на три части разделяются не совершенствующиеся и не дающие плодов, когда услышат Гóспода. И одни тотчас как услышат, погубили услышанное, а другие услышав обрадовались о слышанном, но поскольку посеянное не имело корня, через некоторое время, когда пришло искушение, они забыли то, что слышали. Третьи же, хотя и выше оказались, чем первые две группы, ибо услышав, приняли [слово] и удержали, однако не принесли плодов, ибо не свободно росло в них семя, но подавлялось суетою и заботами. Землёю же во многих местах Писание называет души, принимающие сеяние слова, как и здесь научаемся притчей. Поскольку одни семена упали на добрую землю, способную к принятию Божественных поучений, и склонную к плодоношению; а другие - на жестокую и сопротивляющуюся, которая и пустой называется, ибо не имеет премудрости и слова, и ни по правде не живёт, ни по истине не ходит.

Евангелие: «И спросили Его ученики Его, говоря: “Что значиат эти притчи?”. Он же сказал: “Вам дано понимать тайны Царствия Божия, а прочим [говорится] притчами, чтобы они видя не видели и слыша не понимали. Вот [что значит] притча сия…”»

Толкование: Поскольку апостолы желали понять смысл этой притчи, не перед всеми спрашивают, но наедине приступают. Госпóдь же сказал им: «Вам было дано понимать тайны Царствия Божия». Вам, то есть достойным, и ищущим, и хотящим узнать. Ибо «всякий просящий принимает и ищущий находит» [Матф. 7:8]. Прочим же, которые недостойны тайны, и не ищут, и не хотят узнать, - темно говорится. И они думают видеть, но не видят, и слышат же, но не понимают. И это делается на благо для них - чтобы ещё более не были осуждены, как если познают тайны, но станут их презирать. Потому и скрывается от них, ибо понявший и презревший достоин более тяжкой муки. И Госпóдь подробно разъясняет притчу, говоря так:

Евангелие: «Семя есть слово Божие. А “при пути” - это слышашие, потом же приходит диявол и забирает слово от сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А “на камне” - те, которые, когда услышат, с радостью принимает слово, и они не емеют корня, и какое-то время веруют, а во время напасти отступают.»

Толкование: Госпóдь Говорит о трёх группах неспасающихся. Одних называет «дорогой» и «при дороге», показывая весьма ленивых и жестоких, и непокоряющихся, которые совсем не принимают Божественного слова и не скрывают его в своих сердцах. Ибо как любая дорога жесткá, и не пахана, и твердá, поскольку лежит у всех под ногами, и ни одно из семян в неё не входит, но лежит открыто на поверхности земли, готовое на расхищение всеми птицами, - так и жестокосердечные, имеющие затемнённый ум, по своей воле твёрдый и жестокий, как дорога, нечистыми бесами и самим сатаной утоптаны, и совсем не принимают Божественного слова. Ибо в них не входят священные поучения, наставления и советы, с помощью которых возможно приносить плоды благих дел. Поэтому и посеянное в их сердцах, немного присыпанное и на поверхности лежащее, а не в глубине скрываемое, забирают прилетающие «птицы небесные», то есть, в воздухе находящиеся бесы, и губят его; небом же здесь называется воздух.

Итак, это одна группа не спасающихся. А другая - это «на камне». Камню же уподобляет тех, которые без сомнения приняли в себя Божественное слово и легко уверовали в Бога, но не имеют достаточно земли, то есть укрепления [постоянства - Ред.], и в них тотчас прорастает вера, но до концы не может укорениться, и потому вскоре затихает, ибо не имеют достаточно земли, то есть крепкой и твёрдой мысли. Как на камне, слегка покрытом землёй, скрываемое вскоре прорастает, а когда засветит солнце и настанет лёгкая жара, тотчас засыхает, ибо не имеет оживляющего корня, - так и эти люди пусты, и благочестие к Богу имеют неукоренённое. И усердно принимают священные тайны, но не с рассуждением и испытанием, но слабой волей. Потому и при наступлении небольшой жары, напасти, засыхают и веру предают, расслабившись человеческой болезнью.

Евангелие: «А “упавшее в тернии” - это слышавшие, и от печали и богатства, и житейским наслаждениям подчинённые, подавляются и не совершают плода.»

Толкование: Семя, впадшее в терние, - это услышавшие слово Божие и принявшие в души свои, и укоренившие, и намного прорастившие, но житейскими заботами и наслаждениями, которые, как терние, колют и уязвляют наши души, подавляя Божественное семя и не дают ему развиться. Ибо духовное семя входит и пребывает в принявших душах, и как бы прорастает и начинает показываться, однако подавляется житейскими наслаждениями, и заботами о богатстве, и волнением. И как говорит Иеремия пророк, бывает солома, не имеющая силы принести зерна [Иер. 23:28]. Посмотрите, как сказал Госпóдь о подавляемых: не сказал, что подавляются богатством, но заботами.

Итак, вредит не богатство, но заботы о нём, ибо многие от богатства получили пользу, бросив его утробы нищих. Сказав же «заботами житейскими», добавил «и наслаждениями», показывая, что от богатства бывают два наслаждения: сребролюбие и пища [чревоугодие]. И сребролюбие заботами растопляет душу, питание же сладостное делает её расслабленной. И не попусту назвал Он тернием пищу и заботы, поскольку, как терния сильно окровавляют руки их держащих, так и наслаждение пищей - и ноги, и голову, и очи, и все вместе части тела повреждает, и сухо и бесплодно оно, как терние. Некоторые считают, что «упавшее при дороге» сказано о славолюбивых, а «на камне» - о сребролюбивых, а «тернием подавляемые» - о сластолюбивых, ибо свыше и от начала первое зло - славолюбие, которое не даёт слышать слова Божия. Второе - сребролюбие, которое, при малом принятии слова, заставляет отступать во время напасти. Третье же зло - сластолюбие, которое и уже проросшему семени, и уже готовому к плодоношению не позволяет прийти к завершению [т. е., к приношению плодов - Ред.]. Ибо у людей бывает три великих падения: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие, - через которые и первый ангел отпал, прежде бывший Денница4, а ны́не - потемневший5; и Адам, первый человек рода нашего, и Июда, один из двенадцати Апостолов - один сластолюбия ради6, другой же сребролюбия ради7.

И сказав об образах погибели, напоследок [Христóс] оставляет добрую землю, не позволяя впасть в отчаяние, но подавая надежду покаяния и показывая, что возможно изменение от грехов на добродетели. И говорит:

Евангелие: «А на доброй земле - это те, которые, услышав слово, добрым сердцем и благим удерживают [его] и плод творят в терпении.»

Толкование: Благая земля, и тучная, и благоплодная, и творящая стократные плоды, - это благая душа, удалённая от всех неподобных страстей, и готовая к плодоношению добродетелей.

Заметьте же: как мало спасаемых и насколько больше погибающих! Ибо три части погибающих, одна же - спасаемых. Сеющий же во всех сеет рáвно. Семя же в одних погибло, в других же весьма умножилось. И так стало не из-за естества семени, но по согласию и избранию людей. Ибо рáвно сеет Бог во всех по многой милости, научая нас не лениться, хотя и много более находим погибающих, чем спасаемых, - но всегда прилежно сеять и проповедовать слово Божие.

Евангелист же Матфей, передавая это место [притчи], разделил добрую землю на три части. Как на три части делятся погибающие, так и спасаемые - ибо одни приносят плоды тридцатикратные, другие - шестидесятикратные, третьи же - стократные, поскольку каждый имеет свой дар от Бога: один - так, другой - иначе. И неравным числом показываются [различные] благоустроения святых: ибо один совершенный, другой же - средний, третий же - меньший. И принесший сторичный плод - это тот, кто душу и тело соблюл в чистоте, девством и бесстрастием, и, кроме того, всё имение своё Богу отдав, крайним нестяжанием от всего земного превозвысился, и весь всецело на Бога положился, и чисто и непорочно священствовал или другим образом поработал Ему.

А принесший шестидесятикратные плоды - это тот, кто целомудренно совокупился браком, и не всё своё Богу отдал, но поровну со Христом разделил это [имение своё - Ред.], и имел Его сопричастником: половину имения себе, половину Богу отделив.

А принесший тридцатикратные плоды - тот, кто и браку целомудренно сочетался, и не половину, но меньшую часть имения своего Богу отдал.

Тридцатикратные толкуются также иначе как имеющие веру, ибо Троица удесятерённая составляет это число. Шестидесятикратные же понимаются как добродетель, ибо Христóс в Евангелии сосчитал шесть добродетелей, о которых говорит: «Вы дали Мне есть, напоили Меня, ввели в свой дом, одели, посетили в болезни, пришли ко Мне в темнице». А удесятерённое шесть составляет шестьдесят. Стократное же толкуется как совершенная добродетель, ибо число десять совершенно, и число сто представляет это число умноженное.

Евангелие: «Сказав это, провозгласил: “имеющий уши слышать - да слышит”».

Толкование. Не о телесных ушах здесь говорит Госпóдь, и не об общих органах чувств, но о мысленных, свойственных разумной душе, о которых говорит пророк: «Приложи [прибавь - Ред.] мне ухо слышать» [Исаия 50:4], - то есть, понимать внутренними ушами сердца, по внутреннему человеку. Потому, братья, да не заткнём мысленных наших слухов, как аспид глухой, затыкающий уши свои, - но слово Спаси́теля разумно услышим и расширением сердца примем небесное Семя, а не погубим его леностью и не предадим по малодушию или ради забот житейских, или ради наслаждений, и не подавим прельщением богатства. Но прежде постараемся принять это Божественное семя, чтобы оно не было попрано8 или расхищено воздушными духами9; потом же постараемся, чтобы оно укоренилось в глубине, чтобы от искушений и напастей не засохло. Кроме того, и заботы всякие житейские и [наслаждение] пищей отвергнем от себя, чтобы не было подавлено благое и спасительное слово и семя веры.

И тогда, как добрая земля, принесём плоды по своей силе - или совершенно, или средне, или меньше - о Христе Исусе Господе нашем, Которому слáва и держава, со Отцом и со Святым Духом, ны́не и всегда и во веки векóм, ами́нь.

[Евангелие Учительное, слово 42, листы 286 об. - 295]

Примечания:
1 Потоптано. - Ред.
2 Колючего кустарника.
3 Загадки.
4 «Утренняя звезда».
5 Сатана.
6 Адам лишился рая за вкушение запретного плода.
7 Июда ради денег предал Христá.
8 Потоптано.
9 Бесами.

 

 




ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project