митрополит Корнилий (Титов)

Отношение к еретикам согласно Евангелию

«Дóлжно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Бóгом. Когда дело идёт о явном нечестии, тогда скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на всё, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным».
Святитель Григорий Богослóв

* * * * * * *

Наше время - особое в истории Русской Православной Церкви. В чём же состоит эта особенность? Впервые за долгий период гонений на старообрядцев нам дана относительная свобода исповедовать свою веру, не претерпевая за это притеснений. Стало возможным широко заявить наше воззрение на многие проблемы современного общества. К нам стали прислушиваться, с нами хотят начать диалог о путях выхода России из духовного кризиса наших дней. Но, вступая в этот диалог, мы помним, что невозможно совместить истинное Богопочитание с другими религиями, в основе которых лежит язычество или ереси и лжеучения, отделяющие от единства церковного.

С самого начала истории Церкви в ней существовали еретики́, которые не имели духовного разума, в то же время по своей гордыни дерзáли вносить ложные мудрования о предметах божéственных. Минувший век во многом изменил устройство мира, поставил Церковь перед новыми проблемами. Появилось в начале ХХ века новое понятие экумени́зм, в основе которого лежит размытый подход к Истине и равнодушие к ней.

Экуменисты, отрицая существование в наше время Единой Истинной Православной Церкви, считают истину разделившейся, расколовшейся по разным конфессиям. Идея экуменизма основана на вере язы́чников и атеи́стов создать на земле «механическое» духовное единство, как нéкогда римляне пытались создать пантеон языческих идолов.

Сегодня есть приверженцы так называемой, «теории перегородок», которые считают, что земные перегородки, разделяющие вероисповедания, не доходят до неба. Их мировоззрение перевёрнуто «с ног на голову». Как раз, на земле, в царстве свободы, где действует покаяние, прощéние и где Дух Святой собирает всех, стремящихся понять Истину, - нет абсолютно непроницаемых перегородок между людьми различных вероисповеданий. Гонители христианства благодатию Святаго Духа становились исповéдниками, а христиане, увы, иногда впадали в éреси.

Иное дело на небесах, там «перегородки» абсолютны. Это мы можем увидеть из притчи о богатом и Лазаре. На небе царство свободы заменяется стеной необходимости, там нет возможности покаяния, которое даётся на земле, где можно стереть эту перегородку.

Сегодня нашей Церкви дана качественно новая возможность свидетельствовать миру об Истине Христовой. Это возможно через проповедь, обращающую общество к православной вере и традициям, которые хранят старообрядцы. Но это стремление порой наталкивается у нас на враждебность и непонимание, а иногда и явную клевету, ложное обвинение в экуменизме и общении с еретикáми.

Учитель христианской любви - апостол Иоанн Богослóв говорил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» [2 Ин. 1:10-11]. Но можно ли отождествлять это неприятие еретикá с враждебностью к нему?

Нетерпимость и даже враждебность к инакомыслящим, осуждение в совокупности всех контактов с иноверными, противоречит самому духу православия, призывающего через апостолов протянуть руку каждому заблудшему. О терпимом отношении к еретикам и нетерпимом отношении к их ересям св. Иоанн Златоýст писал: «Ерети́ческие учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечести́вые догмáты обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». (Св. Иоанн Златоýст «Творения» С.-Пб, 1998г., т. 1, стр. 766). Эти слова и сегодня звучат актуально.

Проповедь к заблудшим сектантам и еретикáм не должна приобретать формы крайней враждебности, это противоречит духу христианской любви и евангельской открытости. В основном, духом нетерпимости к отпавшим заражены неофи́ты. Они, придя в Церковь, несут с собой дух атеистического метода борьбы с «оппозиционерами». Их «миссионерская» деятельность сводится к тому, чтобы собрать компромат на еретикóв и общающихся с ними и организовать их травлю в СМИ.

Св. Иоанн Златоýст, разсуждая о православных и сектантах, утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ними ничего общего. У нас ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного о того же Влады́ку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними ничего общего, потому что это голос сатани́нский, дья́вольское безчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, захотите разделить между собою заботу в спасении обитающих в городе, то последний скоро поправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев». (Св. Иоанн Златоýст «Творения» СПб, 1998г., т. 2, стр. 25).

Твёрдо храня всё преданное нам, мы призваны разъяснять людям пáгубность лжеучений и éресей, однако, противостояние ложным взглядам не должнó сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений, мы должны молиться о просвещении одержимых ложными учениями. Рассматривая отношения Исýса Христá к сектантам и еретикам Егó времени, мы можем научиться различать истинное и ложное отношение к православному благовествовáнию.

Посмотрим со вниманием на учение Исýса Христá о самарянах. Самаряне - группа евреев, первоначально окормлялась иудейскими священниками, но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Христóс воспринимал самарян как отступников от истинной веры Изрáиля. Отправляя Своих учеников на прóповедь, Он говорит им: «на путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите». [Мф. 10:5]. В беседе с самарянкой Он, отвечая на её вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (иудейская или самарянская), говорит: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудéев» [Ин. 4:22].

К тому же, Самаряне проявили агрессию по отношению к Сыну Бóжию, не приняв Егó в своё селение. Нежелание с их стороны принять Христá вызвало резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна. Сии «сыны́ грóмовы» потребовали свести с небес огонь на головы сектантов-самарян: «Гóсподи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Христóс, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа»» [Лк. 9:54-55].

Иногда мы, христиане, действительно забываем, каким духом мы движимы, ведь Ветхий закон, руководивший суровыми пророками Ветхого Завета, стал иным для учеников Исýса Христá, которых Учитель наставлял следующими словами: «Сын человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» [Лк. 9:56].

Беседа с самарянкой в духе кротости принесла куда больший результат, чем нетерпимое отношение к самарянам его учеников. Сказано: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины» [Ин. 4:39].

Известная же притча о «добром самарянине» - есть не что иное, как притча о «добром еретике и сектанте». Именно так она воспринималась современниками Исýса Христá. Госпóдь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина выше правовéрных священника и леви́та. Именно «добрый самарянин» оказался подлинным ближним для пострадавшего пýтника. Увы! И в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоя́т выше своих богословских противников. Самаряне представляются в Евангелии и более благодарными по отношению к Христу. Из десяти очищенных прокажённых только один вернулся к Христу «и пал ниц к ногам Егó, благодаря Егó, и это был самарянин» [Лк. 17:16].

Евангельское учение о самарянах и есть учение Христá о сектантах-еретикáх. Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Он, однако, часто ставит их в пример самим правовéрным.

Наша проповедь только тогда будет услышана, когда мы постараемся, насколько возможно, отождествлять себя с тем, кому проповедáем. Апостол Павел говорит об этом: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработи́л себя, дабы больше приобрести: для иудéев я был иудéй, чтобы приобрести иудéев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чýждых закона - как чýждый закона, - не будучи чужд закона перед Бóгом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чýждых закона; для немощных был как нéмощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» [1 Кор. 9:19-22].

Нам трудно понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими апостолом Павлом, который пишет: «Я желал бы сам быть отлученным от Христá за братьев моих, родных мне по плоти» [Рим. 9:3]. Иными словами, он сам был готов быть осуждённым, только бы знать, что братья его находятся в раю. И сам Христóс сошёл во ад, приняв на себя грехи мира, «и находящимся в темнице дýхам, сойдя, проповéдал» [1 Пет. 3:19].

Проповедь заблудшим всегда носила жертвенный характер, так это было у Христá, так это было и апостола Павла, говорившего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» [1 Кор. 4:16].

По учению апостолов: «еретикá после первого и второго вразумления отвращáйтесь» [Тит. 3:10]. «После первого и второго» - то есть, необходимо употребить в этом усилие и упорство. Апостол не рекомендует проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слóва нашего в послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата» [2 Фес. 3:14-15].

Ярким примером ведения проповеди по отношению к заблудшим может служить обращение крóтостью в христианство языческого жреца Макарием Египетским, описанное в древнем патерике.

В заключение, хочу привести слова аввы Макария, который мудро сказал: «Слово худое делает добрых худыми, подобным образом доброе слово делает худых добрыми».

июнь 2007 г.

источник: rpsc.ru


следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project