протоиерей Кондрат Кляузов

Покаяние, или исповедь.

Когда наступит время постá и покая́ния, перед нами предлежи́т духóвный пóдвиг, приблизится время для очищéния наших душ от грехóвной тя́готы.
Если для всякого истинного христианина время святой Четыредеся́тницы есть период особенной заботы о своей чистоте душéвной, то для каждого пáстыря церкви - стрáжа душ - это время, период святóго постá, когда так много нуждающихся в его врачебной помощи, должнó быть особенно важным и дóлжно побуждать всякого христианского духовникá сосредоточить и направить все свои силы, способности и усéрдие к тому, чтобы выполнить эту священнейшую и, вместе с тем, труднейшую обязанность по отношению к своим духóвным чáдам, дабы ни еди́на душá христианская не оказалась безпомощною... Вот почему у меня появилось желание побеседовать с христианами о пользе покая́ния, чтобы поделиться некоторыми знаниями и свéдениями, полученными от моих предков и близких знакомых пáстырей, которые, быть может, окажутся небезполезными для труждáющихся на ни́ве Госпóдней.

По определению нашего христианского Катихи́зиса, покая́ние есть тáйна, в которой христианин, согреши́вший после святáго крещéния, с сокрушéнием сердéчным исповéдует перед иерéем Самомý Гóсподу Бóгу свои грехи и даёт удовлетворéние прáвде Бóжией посрéдством епити́мии, от отцá духóвного восприя́той, дáбы сотвори́л кáющийся плоды́, достóйные покая́ния.

Христианин, сознавший свою грехóвность, свободно, без побуждéния внешнего, является перед духовникóм исповéдать грехи свои и получить прощéние их. Конечно, всякому известно, что одно формальное исполнение этой христианской обязанности не может принести душéвной пользы. Поговéть неделю, а то и менее того, походить в храм Бóжий, поисповéдоваться и даже приобщи́ться Святы́х Тáин, - это ещё не будет покая́нием.

Покая́ние и́стинное
совершáется прежде всего в душé христианина.
Вот почему пр. Ефрем Сирин говорит: «Только сердéчным сокрушéнием врачýются болезни души́».

Покая́ние состоит прежде всего в скорби и болезни о грехах своих. У истинно кáющегося невольно вырываются вздохи из глубины сердца, подобно вздохам мытаря́; льются слёзы подобно слезам блудни́цы кающейся; является самоосуждéние, унижéние себя пáче всех человéк. Но чтобы покая́ние было и́стинное и душеспаси́тельное, нужно возненави́деть грех, надобно решительно вступить в борьбу со всеми страстями и порóками, в которых мы раскáялись, и побеждать их.
Как бы ни были велики́ и многочисленны наши грехи, как бы долго ни служили мы беззакóнию, как бы ни укоренились и не застарели в нас грехóвные нáвыки, -

мы всегда можем опóмниться и обратиться к Бóгу с и́скреннею молитвою о поми́ловании.
И милосéрдный Госпóдь, «пришéдший взыскáть и спасти́ поги́бшее», не оставит нас Своею ми́лостию. Мы только всегда должны помнить словá: «Иди и ктóму не согрешáй». И вот, раскáявшись во грехах и исправившись, необходимо ещё заглаждáть прежние грехи противоположными добродéтелями, то есть, нести́ епити́мию - и, вместе с тем, пользоваться и Богодарованными средствами – святы́ми тáйнами покая́ния или и́споведи и причáстия Святы́х Тéла и Крóви Госпóдних.

Получая прощéние грехов своих, - мы должны прощáть и ближним нашим, согрешáющим перед нами, оказывать снисхождéние и милосéрдие; должны помнить всегда словá Спаси́теля нашего:

«Áще бо отпущáете человéком согрешéния их, отпýстит и вам Отéц ваш небéсный;
áще ли не отпущáете человéком согрешéния их, ни Отéц ваш отпýстит вам согрешéний вáших
».

источник: samstar


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project