протоиерей Кондрат Кляузов

О любви христианской

Заранее, милые чáда Бóжие, смирéнно прошу простить меня, весьма несовершенного, за то, что дерзáю этими строками затронуть глобальнейшую и превосходящую всяческое разумéние тему, тему злободневную в наше трудное время, превосходящую любые знания и дары́ -

вопрос христианской Любви.

Не познавший в полной мере Её, так как человеческим разумением Она не познаётся, попытаюсь лишь частично поделиться с вами одним из безчисленных пониманий, в надежде, что кому-то данная статья может показаться полезной.

Познать Любовь - не земнýю, граничащую с пóхотью, но вы́шнюю, человеческим умом, - невозможно. Ибо проживая жизнь земнýю, пребывая во многих страстях и рассуждая в ограниченных человеческим умом рамках, мы, дети Бóжии «...видим как бы сквозь тусклое стекло, гадáтельно...» и знаем лишь отчáсти [1-е Коринф. 13:12].
Не может сотворéнный познать Сотвори́вшего его до конца, но лишь отчáсти можем мы прикоснуться ко Творцý и на степень, достаточную нам для спасéния, может нам Госпóдь открыть Себя. И лишь насколько мы готовы познать Любовь, нам открывает Её Творéц. Ибо

Бог есть Любовь.

Но кто, не имея даже своей, небольшой части Любви, может надеяться встать справа (одесную) Христá? Как христианин, не молящий Гóспода, чтобы даровал Он ему хотя бы крупицу дáра сегó, может надеяться на спасéние?
Мы, подающие ми́лостыню и идущие на пóдвиги, мы, постя́щиеся и молящиеся, мы, имеющие познáние и вéру и многие другие дары, - имеем ли Любовь? [см. 1-е Коринф. 13 гл.].
- Увы! - скажет искренний христианин. Увы! Этим отвечаем мы на Любовь Бóжию, Который так возлюби́л каждого из нас, живущих на земле, что рáди нашего спасéния не пожалел Сы́на Своегó Единорóдного [Иоанн 3:16] и послал Егó, безгрéшного, воплоти́ться во плоть человеческую, быть поругáемому и гони́мому за наши и только за наши грехи и далее от рабов Свои́х получить на главý тернóвый венéц, в руки и в ноги - гвозди, ýксус и желчь на уста, и в тело Своё - кóпья.

Иногда, когда читаем в Евáнгелии о страданиях Христá и самой смерти Егó за наши грехи, - воспринимается сиé отчуждённо, без ощущения той смертельной боли, которую испытывает Христóс. Но как просто себя отрезвить! Стóит просто взять свою ладонь и крепко (даже не изо всей силы, даже не до крови и не до синяка) попробовать ущипнуть себя в том месте руки, куда Христý вонзили гвозди. И эта жгучая, нестерпимая боль мгновенно трезвит: ведь это - только щипóк! Насколько невыносимей вбивание гвоздя и висенье на этом гвозде! А вторая ладонь? А гвозди в ногах?
И вся эта боль досталась не мне за мýки, за мои грехи, но за мои грехи - Христý! Неви́нному и Безгрéшному Сыну, посланному Творцом-Вседержителем в мир ради нашего спасéния.

И ны́не, своими прегрешениями, своим гневом и раздражительностью, своей горды́ней и лéностию мы вновь и вновь наносим раны Христý.
- За дарóванную землю и всё, и́же на ней, Христóс от человека воспринимает наготý.
- За тщеслáвие и гордость нашу - тернóвым венцóм венчáется.
- За объядéние, и пьянство, и празднослóвие - ýксуса и желчи вкушáет.
- За гнев, и брань, и убийство, и зависть, и нéнависть нашу - в руки гвозди принимает.
- За жестокосéрдие наше - терпит прободéние рёбер копиéм.
- За веселие наше - Кровь Свою изливáет
[см. Катехизис Большой, лист 53 оборот. О стрáсти Христóве...].

«О, это было давно», - шепчет нам на ухо враг роду человеческому.
Но нет же. Христóс Тéло Своё Святóе оставил на земле. И тéло Егó – есть Церковь Егó. Все мы, ны́не живущие во Христé, все до единого, в правовéрии сýщие, - составляем Еди́ное Тéло. А каждый из нас – клетка Тéла сегó!

«Кто говорит: я люблю Бóга, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бóга, Которого не видит?».
Вот на брата своего гнéваемся (а он - часть Тéла Госпóдня) – гвозди вбиваем в ладони Христá. Вот вспышкой злобы помутился разум наш – в рёбра Госпóдни кóпья вонзáем. Вот мы, крепко вкуси́в, выходим из-за стола, а Жаждущему снова и снова ýксус подносим вместо воды.
Здесь, на земле, а не в вéке инóм проявим любовь ко Христý, прямо сейчас, сегодня, прощая ближнего своего, ибо «всякий» - Христóс (не сам Христóс, но либо часть Тéла Егó, либо творéнья Творцá). Здесь, на земле, начинаем наше служéние Христý, служá со смирéнием и усéрдием брáтьям и сéстрам своим во Христé, ибо брат и сестра - часть Церкви Христóвой.
Гнéваемся ли на брата - на Христá гнéваемся, греши́м ли против брата - против Христá греши́м. Таи́м ли что-тоХристáиста - таи́м на свою поги́бель, подобно неразумным Ананию и Сапфире [Деян. 5:1-11].

Но как удержаться от вспышки гнéва на согреши́вшего против тебя, как проявить любовь к столь несовершенным братьям и сéстрам, живущим во всяком безчéстии мирскóм?

Короткá же наша память. Так ли давно мы исповéдывались перед Христóм своим духовникáм и со слезами сокрушáлись о наших многих грехах? Христóс же принял нас и простил нас, наносящих ему кровавые раны, и наши грехи отпустил, проявляя ещё раз Свою безконечную к нам Любовь. А что мы?
«Уподобимся же Ему во всепрощéнии и в заботе о братьях уподобимся Емý. Когда у христиан Великий пост, пусть по окончании поста из наших мыслей и сердец не уходит смирéнная просьба ко Христý: «Гóсподи и Владыко животý моемý, дух уны́ния, небрежéния, сребролю́бия и празднослóвия отжени от менé. Дух же целомýдрия, смирéния, терпéния и любве даруй ми, рабý Твоемý. Ей, Гóсподи Царю́, даждь ми зрéти моя согрешéния и éже не осуждати брата моего, я́ко благословéн еси́ вó веки. Ами́нь» [молитва Св. Ефрема Сирина]. И, конечно, прекрасен тот, кто пребывáет в Вере и Надежде (и очень важно, чтобы не оставляли мы всяческую надежду), но важнее всего, день ото дня возрастáла в нас Любовь. Ибо Любовь всех обещаний и добродéтелей выше. Об этом должны помнить наши избрáнники.
Тогда же, в последний день Суда, но прежде самого Суда, Госпóдь отделит грéшных от прáведных, как уже было сказано - справа и слева от престóла Своего. С овцами Госпóдь сравнивает прáведных, тем самым показывает их крóтость и смирéние, а грéшников - с козлáми, которые добывают себе корм, ходя по скалам и стремни́нам, над прóпастью и опасными обрывами, так как грéшники всю жизнь свою ходили по беззакóнным путям страстей своих, подвергая постоянно опасности дýшу свою и пренебрегая пути́ спасéния, которые в законе Бóжием были указаны.
Но крóтость овец и нрав кóзлищ, данные их природой по естествý, по мудрому изволéнию Творцá, а прáведные и грéшные проводили своё житиé по своей воле свободной: самовлáстна бо сотвори́ Госпóдь человека, а потому и должен он дать ответ о своих делах Бóгу.

«Тогда речéт Царь сýщим одесную Егó: «Прии́дите благословéннии Отцá Моегó, наслéдуйте уготóванное вам царствие от сложéния ми́ра. Взалкáхбося и дáсте Ми я́сти, возжáдахся, и напои́сте Мя, в темницах бех и прии́досте ко Мне, стрáнен бех и введóсте Менé». Тогда отвещáют ему прáведницы, глагóлюще: «Гóсподи, когда Тя ви́дехом áлчуща и напитáхом или жáждуща и напои́хом, когда Тя ви́дехом стрáнна и введóхом в дом свой, когда тя ви́дехом боля́ща и приидóхом к Тебé? И отвечал Царь, речéт им: «Ами́нь глагóлю вам, понéже сотвори́сте еди́ному от сих брáтий Мои́х мéньших, Мне сотвори́сте». Избрáнные и благословéнные какой неизречéнной и неисповеди́мой чéсти удостóятся, когда услышат сладчáйший глас Гóспода, призывáющий их к уготóванному царствию!»
За что же они почтены будут? За добрые свои делá, но особенно за человеколюбие, любовь к своим ближним. Сам Госпóдь сказал: «Се даю вам зáповедь нóвую, да любите друг дрýга, о сем узнáют, что вы Мои ученики́ éсте».
Посему-то Госпóдь и на Стрáшном Судé Своём прежде всего помянет нищелюбие и к ближним милосéрдие. И не наказывает и не награждает здесь, прежде чем не осудит, т. е., не укажет тех дел, за которые люди или оправдáются или осýдятся. Этим и нам показывает Прáведный и Милосéрдный Судия́, чтобы и мы поступков ближних наших не осуждали прежде, чем не выслушаем и не разузнаем их вин и согрешéния против нас.
Такое же сказал Госпóдь всем, кто был слева (ошуюю) от Негó. И они так же ответили, как и первые, но, зная их грехи, Госпóдь ответил им: «Ами́нь, глагóлю вам, понéже не сотвори́сте еди́ному мéньше сил, НИ МНЕ СОТВОРИСТЕ». Гóре будет тогда всем грéшникам, но особенно неми́лостивым, нéнавистию и злобою, вместо любви, досаждавшим своим мéньшим братьям.
Ми́лостивые уподобляются своими делами Милосéрдному Бóгу, а неми́лостивые - дьяволу и агелом его. Ибо враг рода человеческого есть по своему существу злой и неми́лостивый, зави́стник и ненави́стник человеческому спасéнию и потому вéчное мучéние и огонь неугаси́мый уготóваны ему. Но грéшники своим подражанием дьяволу сами себя делают пови́нными этих мук.

Итак, мы видим, что стоя́щие слева от престóла Грозного Судии́ осуждаются не за разбой, не за прелюбодея́ние только, но и за иные грехи человеческие и за то, что не поми́ловали просящих и нуждающихся в помощи, ибо всякий, имеющий блага земные и скупостью одержи́мый, не оказывающий помощи нищим и бедным, если кого и не обидит словом, - лихои́мец есть, ибо, имея изобилие, не помогает бедным.
Если же так осуждаются только неми́лостивые, от своих имений не отделяющие нуждающимся мéньшим братьям своим, тем более будут судими, похищающие чужое, от слёз и кровей наших богатеющие, сквéрными прибытками пользуещиеся, а сами сластолюбием и присыщéнием наслаждающиеся.
Поэтому, прежде чем постигнет кончи́на, которой мы не знаем дня и часа, предвари́м принести исповедáние, слёзы, воздыхáние, ми́лостыню. Накормим áлчущих, чтобы и самим нам напитáться от Влады́чной трапезы. Напоим жаждущих, дáбы и нас Госпóдь водвори́л на водé покóйней. Стрáнных и без крóва сýщих в дома свои введём и голых оденем, дабы и нам самим всели́ться в кров Бóжий-Небéсный. Больных будем посещать, чтобы Человеколюбец Госпóдь нéмощи наши исцелял, особенно, душéвные. Будем посещать в темни́цах сýщих, страдающих за имя Христóво, дабы избáвил Госпóдь нас от вечныя темни́цы и мук. «Áще кто даст и чáшу холодной воды ближнему своему и тот получит награду от Бóга».

А пáстыри духóвные áлчущих и жáждущих душею, странствующих по лукáвствиям ми́ра сегó, обнажéнных от дел добрых, боля́щих и сомнением в душé своей, без евáнгельского света, влачáщих скóрбную жизнь свою и отчаявшихся о спасéнии своём - слóвом Христóва учéния да окажут помощь свою и спасут их от смерти горькой.

И каждый из нас, в своём чинý и звáнии, окажет любовь к мéньшим братьям своим и в мире и понимании друг друга поживём, а в день стрáшного Суда Христóва, избежим части шуих и со святы́ми и прáведными, и избрáнными причислены будем, и сподобимся услышать óный блажéнный сладчайший глас, созывающий наследников Отцá Небéсного и Егó безконечное и блажéнное Царство, его же да сподóбит Госпóдь всех нас получить, благодáтию и человеколюбием Христá Бóга нашего. Ами́нь!

Прости́те меня рáди Христá.

источник: samstar


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project