диакон Игорь Карванен

Двуперстное крестное знамение

О двуперстном крестном знамении, и почему
старообрядцы исповедуют его истинным
и заповеданным нам Исусом Христом.

Со времени разделения Русской православной церкви в 1654-1667 г.г. на сторонников старого и нового обря́да двупéрстное крéстное знáмение стало символом старообря́дчества. Это и слова протопопа Аввакума «Тáко креститесь - да спасéтесь», и боярыня Морозова, изображённая на знáменитой картине Сурикова, с высоко поднятой рукой осеняющая людей двупéрстным крéстным знáмением.

Сегодня многие задаются вопросом: «Интересно, почему в те годы тысячи людей отдавали свои жизни за, казалось бы, такое узко-обря́довое понимание православия? Какая разница - как креститься, двумя или тремя пальцами? Ведь учение Христа намного выше и шире этих обря́довых мелочей.».
Ответить на данный вопрос без глубокого и вдумчивого изучения проблемы невозможно, и всё же, попробуем сделать это.

Блаженный Феодорит, епископ Кирский (393-466 г.г.) участник 3-го и 4-го Вселенских соборов пишет, как надо креститься и благословлять:
«Три персты равно имети вместе, великий, да два последних - исповедуется тайна Троицы, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Не три Бога, но един Бог Троица. Именами разделяются, а Божествó едино. Отец не рождён, а Сын рождён от Отца, а не создан; Дух Святой не рождён, не создан, но исходит от Отца. Трие во едином Божествé, едина сила, едина честь, едино поклонение от всея твари, от áнгел и от человек. Таков тем трием перстом указ.
А два перста, вышний
(указательный) да средний великий, вместе сложити и простерти (держать прямыми). Великий же перст держати мало наклонно, то образует два естествá Христóва - Божествó и человечество. Бог по Божествý, а человек по вочеловечению, во обоих совершéн. Вышний же перст образует Божествó, а нижний человечество, понеже сошёл от вышних спасти нижняя. Наклонение же персту толкуется: преклонь бо небеса сошёл на землю, нашего рáди спасéния.
Тáко подобает креститеся и благословити. Тáко святыми отцами указано. Таковá убо сила есть знáмения честнаго креста, имже верни ограждаемся, когда молимся, исповедающе таинственное спасово смотрение,
(когда пологаем простёртые персты на лоб) еже от Бога и Отца прежде всея́ твáри рождение, (опуская персты на живот) и еже свыше на землю Его сошествие и распятие, (поднимая руку и полагая персты на правое плечо, потом на левое) воскресение, вознесение и пáки второе Его пришествие».
Это свидетельство наглядно показывает, что уже в начале пятого вéка, к третьему Вселенскому собору двупéрстное крéстное знáмение имело чёткую Богословскую трактовку.

И, всё же, спросит вдумчивый читатель, двупéрстие - это обря́д, который может меняться, или неизменная основа Православной церкви?
Для дальнейшего рассмотрения вопроса обратимся к основе основ христианства -

Святому Евангелию.

Евангелист Матфей описывает происходившее на тáйной вечéри, положившее начало тáинству Евхари́стии «Ядущим же им, прием Исус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником» [Мф. зч 108].

И потом евангелист Лука повествует о произошедшем по воскресении Госпóднем, когда шли апостолы Лука и Клеóпа в Еммаус.
И примкнул к ним Исус под видом путника, и спросил их, о чём они беседуют. Они рассказали ему о бывших во дни сия… И той путник рече к ним: «О, несмысленная и косная сердцем, что не верите, о чём говорили пророки. Не сейчас ли подобает пострадати Христу, и войти в славу свою? И начат от Моисея, и от всех пророков рассказывать им от всех писáний, в которых говорилось о Нём…».
К вечеру пришли они в селение и пригласили путника разделить с ними трапéзу и ночлег. «И бысть яко возлежа с нима, и приим хлеб благослови, и преломив даяше има. Уних же отверзостеся очи, и познаста Его, и Той невидим бысть има». [Лк. зч 113]. И только по благословлению хлеба узнали апостолы Исуса, до этого принимавшие его за простого попутчика.

И дальше в зачале 114:
«Вы же есте свидетелие сим. И се аз послю обетование Отца Моего на вы…»
...
«Извед же их вон до Вифании, и воздвиг руце свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо, и тии поклонишася Ему».

Эти слова святаго Евангелия, по моему глубокому убеждению, ясно указывают: Христос показал и заповедовал нам обычай осенять себя крéстным знáмением и благословления, некий тайный знак. Устное, тайное, во всех подробностях не описанное действие.
Благословление Христа было узнаваемо; значит, оно не было преподаваемо Христом разными способами: одноперстием, двупéрстием, троеперстием, ладонью, так или иначе, но - одним единственным способом….
За раскрытием этой тайны логично обратиться к свидетелю всего происходившего - евангелисту Луке.

Согласно церковному преданию, сохранившемуся практически во всех христианских странах, первым иконописцем, написавшим большое количество икон, считается евангелист Лука.
На иконах, написанных евангелистом Лукой, в том числе - на образе Божией Матери, позже получившей наименование «Ти́хвинской», как и на других, десница Исуса Христа изображена благословляющей двупéрстно.

Также о необходимости веры не только написанным законам, но и устным установлениям говорит святой апостол Павел в своём послании к Солуняном: «Братие, стойте и держите предания, им же научитеся или словом, или посланием нашим».
Ему вторит св. Василий Великий, известный проповедник православия 4-го вéка: «Из сохраненных догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апóстольского предáния, по приéмству в тайне, и те, и другие имеют едину и ту же силу для благочéстия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий во установлениях церковных. Ибо áще предпримем отвергати не писанные обычаи, áки не великую имуще силу, то неприметно повредим Евангелие в главных предметах, или пáче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Гóспода нашего Исуса Христа, знаменáлись óбразом креста, кто учил семý писáнием?» [«Полн. Перев.», прав. 91-ое].
И современный историк Александр Двóркин в предисловии к своему труду «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» пишет: «Именно ученикам было вверено сохранить в памяти и записать произшедшее. Но записано все это было ужé несколько десятилетий спустя после смерти и воскресения Спасителя. И тут мы уже вступаем в область Священного Предания. Предание (по-латыни “traditio”) значит то, что передается из рук в руки, из уст в уста» [3 изд. Ниж. Новг. 2006 г. с. 20].

Многие вещественные памятники христианского искусства, которые, по словам св. Иоанна Дамаскина, «являются своего рода историей памятной даже и для не умеющих грамоте» [Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», 1885 г. с. 266], отображают всеобдержность двупéрстия до XIII в.
Это и статуя апостола Петра в соборе апостолов Петра и Павла в Риме, являющаяся “переходной” от язычества к христианству, переделанная христианами первых веков из статуи Юпитера, где апостол благословляет двупéрстием. И мозаичное изображение «Сошествие св. Духа на апостолов», находящееся в одном из куполов Софийского собора в Константинополе. Изображение это открыто в 50-х г.г. прошлого вéка, где также Исус изображен благословляющий двупéрстно; и многие, многие другие.

Отсутствие же между христианами первых векóв по этому поводу споров и разногласий, которые неизбежно были бы вынесены для рассмотрения на Вселенские соборы, только подтверждает вышесказанное.
Но вот складывается интересная ситуация: мы незыблемо верим словам Евангелия, написанным евангелистом Лукою, и не дерзáем их изменять! А к его же свидетельству о перстосложéнии относимся пренебрежительно, как к чему-то маловажному и могущему изменятся с течением времени.

Ещё один яркий пример описан в житии архиепископа Антиохийского Мелетия, где повествуется о чуде, которое произошло на II Вселенском соборе.
Во время спора с ариáнами (которые и после I Вселенского собора продолжали неправославно мудрствовать о том, что Исус Христос не Сын Божий, не Единосущен Богу Отцу, а создан и является, хотя и выше людей, но творением), «Святой Мелетий, встав, показал людям три перста, и не бысть знáмения. Потом же два совокупль, и един пригнув, и благослови люди. В то время его осенил огонь, словно молния, и святой громко воскликнул: три Ипостаси мы разумеем, и об одном существе беседуем».

Известный историк Н. Ф. Каптерев в своём труде «Время патриаршерства Иосифа» делает такой вывод: «Феодорит, епископ кирский, бывший во времена Третьего и Четвёртого Вселенских соборов, встретив ересь монофизитскую, осуждённую на Четвертом Вселенском соборе, сильно противу óныя рáтовал. Но как сия́ ересь придумала во означение одной природы во Христе одним перстом изображать крест, то, без всякого сомнения, противу сея́ ереси и было изложено богословское уяснение изображения в сложении перст от блаженного Феодорита епископа кирскаго, которую приводил во свидетельство Стоглавый собор».
Здесь хочется добавить, что все общества, искажающие основные догматы православия, изобретали и свои физически наглядные символы.

В составленном Иоанном Златоустом, учеником святаго архиепископа Мелетия, чине божественной литургии во многих местах говорится о благословлении. И подразумевается конкретное движение (действие) священника или епископа - тех, кому дана власть благословлять именем Гóспода нашего Исуса Христа.
В начале литургии, на прощении, диакон глаголет: «Время послужити Госпóдеви, благослови владыко.». Иерей, знаменуя рукою крест на его главе, глаголет: «Благословен Бог наш, всегда и ны́не и присно и вóвеки векóм». Диакон глаголет «Аминь»…
И на самом преложении святых даров: «…И все еже о нас смотрение исполнив: в нощи в ней же предаяшеся, пáче же себе предаяше за мирски́и живóт, прием хлеб святыми своими и пречистыми, и непорочными руками, благодарив и благословив, освяти́в преломль, даст святым своим ученикам и апостолом, рек». Возглас. «Примите и ядите, се есть тело Моé, éже за вы ломимое, во оставлéние грехóв». Иерей же глаголя сие, рукою дéсною показует ко святому ди́скосу. Диакон показует со уларем своим и глаголет: «Аминь».

На протяжении многих веков православного христианства непрерывно совершается тáинство евхари́стии, тáинство рукоположения священства и просто благословления людей. И во все векá, из поколения в поколение, передавалось двоепéрстное крéстное знáмение и благословление Госпóдне - в виде устного и наглядного, конкретного действия.

Во времена же Стоглáва, когда на Русь “поползло” троеперстие с католического запада, а затем и из подписавшей в 1439 г. ýнию с католиками Византии, святым отцам пришлось опять напоминать церковным чáдам как и почему подобает благословлять и совершать крéстное знáмение: «Áще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крéстного знáмения, да будет анафема.».
Спустя всего лишь сто лет, во время патриаршества Никона, на соборах 1666 и 1667 г.г. были прокляты древние обря́ды, в том числе и двупéрстное крéстное знáмение, и этими проклятиями расколота Русская церковь. А оставшиеся верными Православному (ставшему “старым”) обря́ду, вновь стали в своих трудах объяснять и доказывать ИСТИНУ.

По мнению Н. Ф. Каптерева в его труде «Патриарх Никон и его противники»: «Русские заимствовали у греков и двупéрстие в крéстном знáмении, сугýбую аллилуию и др., которые у греков с течением времени подверглись видоизменениям. Двупéрстие окончательно вытеснено было у них триперстием, которое, вероятно, с половины XV века и стало у греков преобладающим, равно как и прежнее безразличное двоéние или троéние аллилуии заменилось исключительно троéнием. Русские же относительно перстосложения для крéстного знáмения остались при древнейшей его форме - двупéрстной.» [Патриарх Никон и его противники, изд. 2-е, с. 24].
Здесь следует добавить о том, что вероятнее всего начало троеперстию положил своим указом папа римский Иннокентий III, занимавший римскую кафедру с 1198 г. по 1216 г.: «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы» [«De sacro altaris misterio», II:45).
А протопоп Аввакум в своём житии называет родоначальником троеперстия римского папу Фармоза, который занимал римский престол с 891-896 г.г. Хотя до разделения Церкви на Восточную и Западную, произошедшего 1054 г., было ещё далеко, и папа Стефан VII (896-897 г.г.) исповéдовал двупéрстие.

В евангелии от Марка говорится: «Еще ли окаменено сердце ваше имате, óчи имуще не видите, и уши имуще, не слышите». [Зч. 33]. Кто хочет верить - тот верит, кто хочет видеть - тот видит Божéственную мудрость во всем, начиная с мельчайших полевых цветов и заканчивая мудрым ходом планет во вселенной по заданному Богом закону. А не просто, кто как захочет… или что от себя придумает…

Крéстное знáмение не придумано людьми, и не должно рассматриваться как некая эволюционирующая от менее догматически насыщенной к более насыщенной форме.
Двупéрстное крéстное знáмение, заповеданное нам Гóсподом Исусом Христом, является истинным и точным выражением основных догматов Православной веры.


← … предыдущая

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project