протоиерей Евгений Чунин

О христианском трезвомыслии

Под выражением «христианское трезвомы́слие» (или инáче «трезвéние») понимается правильное, мýдрое, трезвомы́сленное размышление о нашем земном житии́, о стоя́щих перед нами вопросах и задачах.

Но в чём же особенный смысл этого сáмого трезвéния-трезвомы́слия, что об этом надо специально говорить? Или разве и каждый из нас не размышляем о своей жизни? Конечно, размышляет о жизни каждый, и каждый старается, в меру своего рáзума и способностей, размышлять о жизни серьёзно. Так в чём же тут проблема?
Чтобы понять особенный смысл этого выражения, попробуем провести нéкоторую аналóгию.

Итак, что же такое христианское трезвомы́слие, и какое встречается инóе размышление о жизни, которое мы могли бы назвать «нетрезвомы́сленным»?

Представьте себе нéкоего человека, находящегося, как бы мы назвали, в состоянии алкогольного опьянения средней тяжести. Он, вроде бы, всё видит и всё понимает, но понимает ужé как-то не так, как раньше. Что-то важное он теперь может и не заметить, и наоборот, то, что сейчас ему кажется знáчимым, в другое время вóвсе бы не привлекло его внимания.
Он способен разсуждать о происходящем и отвечать на вопросы, но в том-то и беда, что эти его «пьяные» разсуждения и оценки ужé совсем не таковы́, какими они были в трезвом состоянии. Он по-другому смотрит на жизнь, на людей, по-другому оценивает всё происходящее вокруг, и под воздействием винных парóв у человека формируется преврáтная картина окружающей его действительности.

Позвольте привести ещё один пример на эту же грустную тему. Представьте себе, что где-то встретились трое любителей выпить, и собрались заняться любимым делом. Может, даже они и не были знакомы друг с другом, но вот - выпили по стопке, по второй, по третьей... - такими друзьями стали: ну, прямо, не разлей вода! Встречали такое?
И пока водка не кончилась, эти друзья готовы уже и всякие любезности говорить друг другу, и чуть ли не в любви признаваться… Но как только кто-то из этих дорогих и близких пьяному сердцу друзей-собутыльников нечаянно скажет что-то не так - вдруг вся эта иди́ллия, вся несказáнная любовь в одно мгновение превращается в нéнависть, причём, в нéнависть самую ужасную, не знающую границ…
Почему же так происходит? Почему статистика говорит, что наибóльшее число тяжких преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения? Да потому, что там, где нет трезвомы́слия, хозяином человеческих дум и желаний становится сатанá! Я говорю об этом только для того, чтобы мы представили себе, как воздействует нетрезвость на человеческий ум.

Но нетрезвость может прийти к человеку не только через пьянство. Иногда нéкое опьяняющее чувство может коснуться, посетить нас даже и вóвсе без вина. Иногда говорят, кто-то «опьянел от любви» - слышали? Да, такое, хоть и не с каждым, но бывает - если человека, действительно, коснулось очень сильное чувство, и он поддался его действию, то всё остальное для него как-то блéкнет, теряет свой смысл и знáчимость. Такой «опьяневший от любви» человек ужé не вполнé адеквáтен, вы согласны?
Но что делать тому, если с кем-то подобное случилось? Проявлять осторожность, и стараться взять «поправку» на свою врéменную необъективность. Это - если он может заметить за собой подобные перемены. А чаще всего - помогают близкие: они, делая снисхождéние к такому человеку, стараются огради́ть его от сложных вопросов, от принятия важных решений - поскольку в таком состоянии человек вряд ли сможет сделать осмысленный, трезвый выбор и принять верное решение. Тем более, что опьянение любовью - это, как правило, состояние врéменное, и, может быть, не такое плохое.

Но бывают примеры и хýдшие. Бывает, что опьянение может прийти не от любви, а, наоборот, от нéнависти или мéсти, или от непомéрной жажды денег и богатства. Вообще, от каких-то неоправданных или даже откровенно вредных желаний. И тогда человек тоже теряет своё благоразýмие и готов напролóм идти к исполнению этого своего завéтного желания, ничего больше не понимая и не осознавая…
Такой человек, бывает, готов жертвовать - чем угодно и кем угодно, и даже свою голову, свою дýшу готов отдать дья́волу, - лишь бы только добиться исполнения своего вожделéнного желания. Не случайно поэтому одному из святы́х отцóв принадлежит такое изречéние: «Бойтесь желаний ваших, ибо они… исполняются!» Это вóвсе не каламбýр какой-то, - нет, не подумайте! Это очень мýдрое изречéние! Правда, когда я сам впервые его услышал, то не сразу понял его смысл.
Давайте поразмыслим над этими словами. Вдумайтесь: ведь, мы всю свою жизнь проводим, слéдуя каким-то желаниям; мы ставим себе цели и иногда, даже, достигаем их - разве это неправильно? А тут вдруг - «бойся»! И почему именно «бойся»?

А вот, брáтие, почему.

Конечно, мы для того и желаем чего-либо, и ставим себе какие-то задачи, чтобы они выполнялись - а как же инáче? Но смысл данного изречéния именно в том, чтобы бояться невéрных задач, грехóвных желаний и неправильных целей. Если мы не осознали вóвремя пáгубность какого-то своего пожелания, если поставили перед собой ошибочную задачу, то наши самые героические усилия по достижению поставленных целей и задач неминуемо обернутся против нас самих, и вот этого-то, как раз, и надо бояться!
Если мы пожелали чего-то неполéзного, грехóвного, то и наше усéрдие будет направлено на совершение грехóвных дел - а это противоположно той задаче СПАСÉНИЯ, которую мы должны прежде всего иметь перед собою и никогда не забывать! И потому-то мы с вами должны трéзво и внимательно размышлять о течении нашей жизни, о том, чего мы хотим, к чему мы стремимся, чего желаем. И для этого необходимо обязательно напоминать себе о своём самом главном желании, которое, по определению, лелéет в себе каждый христианин. Это желание - наслéдовать спасéние и жизнь вéчную. И вот, в сравнении с этим - самым главным - нашим желанием и целью мы должны стараться соразмеря́ть и сопоставля́ть все те другие свои желания, которые возникают у нас каждый день.
Вот, захотелось нам чего-то того или другого - давайте сразу же вспомним и задумаемся: а как это новое хотéние сочетается с нашим самым главным желанием, с нашей главной целью - наследовать Спасéние? Оно не помешает осуществлению этой цели? Ну, а если повреди́т - тогда лучше найти в себе мужество сразу решительно отказаться от этого желания, распознав в нём грехóвный соблáзн и прóиски сатаны́.

И теперь нам становится понятно, почему христианское трезвомы́слие - такое особенное трезвое отношение к окружающему миру и к нашей жизни, вóвсе не такая уж естественная вещь, какой кажется на первый взгляд.
Но мы, однако, должны всемéрно стараться хранить трезвомы́слие, обучать и тренировать себя этому важнейшему умению и искусству.

Что для этого надо? Нужно учиться воспринимать и самих себя, и окружающий мир, наших близких и всех вообще людей через призму христианского понимания. Если это чувство нам удаётся чётко хранить и никогда не терять, то, как раз, это в христианском лексиконе и называется «хранить трезвомы́слие».

Однако, диáвол, враг Бóжий и проти́вник нашего спасéния, вся́чески старается нарушить наше трезвомы́слие. Он тщи́тся внуши́ть нам какие-то ложные представления, увлечения, понятия, симпатии, антипáтии - вообще, всё, что угодно, что только может нарушить осознание нами своих христианских обязанностей и помешать хранить трезвомы́слие.

И именно поэтому святые отцы призывают нас быть очень внимательными к себе, к своей жизни, к тому, что занимает нашу дýшу. Чтобы не получилось так, что в нашей душé незаметно для нас самих поселятся нéкие нетрезвые взгляды или оценки, которые будут мешать нам успешно проводить нашу христианскую жизнь.
Вот потому-то забота о хранении трезвомы́слия всегда и во все времена являлась очень важной задачей вéрующего человека. Эта забота упоминается и в текстах нéкоторых моли́тв, совершаемых нами чуть ли не каждый день.

Для примера приведу одну из моли́тв Василия Великого, называемую по первым её словам «И́же на вся́ко время…». В этой глубокомы́сленной моли́тве, в частности, говорится: «…Сам, Гóсподи, приими моли́твы нáша в час сей и в блáгости испрáви живóт наш к зáповедем Твоим. Душá нáша освяти́ и телесá очисти, помышлéния испрáви и мысли очи́сти, рáзум уцеломýдри и истрезви. И избáви нас от вся́ких зол и болезней и душéвных страстéй…».
Как видно, в этой моли́тве испрáшивается помощь Бóжия в хранении того сáмого трезвомы́слия, о котором мы сегодня с вами и говорим. Это желание, стремлéние, выраженное в данной моли́тве, является чрезвычайно важным - и потому вóвсе не случайно эта моли́тва прочитывается целых 6 раз в течение сýточного богослужéбного крýга.
Давайте ещё раз обрати́м наше внимание на то, какие важные слова и мысли заключены в этой моли́тве. Мы просим Гóспода, чтобы он уцеломýдрил и истрезвил наш разум. Чтобы никакие преврáтные представления, понятия, а тем более привязанности не заслони́ли от нас трезвое и чёткое ви́дение и осознание того, что происходит с нами и со всем окружающим миром.

Еще один пример подóбной заботы - в моли́тве монáха АнтиóхаАнтиóха Мни́ха»), каждый раз прочитываемая на павечéрнице: «[Гóсподи!] Вся́ко земное и вéщное мудровáние успи и даруй нам, Бóже, бодр ум и целомýдр пóмысл, сердце трезвя́щееся, сон лёгок…» - потому, что она читается перед сном - «…восстáви же нас во время моли́твы утвержены в Зáповедех Твоих…». Здесь, как видим, заключены те же мысли, те же прошéния, и это тоже вполнé понятно.

И это ещё не все примеры.

Очень важно научиться нам самим желáть того, чтобы наш рáзум, чтобы наше сознание и помышлéние были чистыми и трéзвенными - не только от алкогольного пьянства, но и от опьянéния различными увлечениями, всякими лóжными идеями, сýетными попечéниями и прочими фальшивыми целями, которые в великом множестве сеет вокруг нас сатанá.

Если диáвол смог посеять в чьей-то душé какие-то преврáтные желания, какие-то неопрáвданные пристрáстия или даже неверные представления, то значит, дия́вол ужé одержал над этим человеком первую победу. Значит, теперь ужé мысли и действия этого человека будут отличаться от того, как бы надо было поступать настоящему христианину. И вóвсе не потому, что этот человек хочет поступать против воли Бóжией и против своей совести, а потому, что его не вполне трезвый рассýдок рисует перед ним нéкие лóжные óбразы и потому не сможет верно подсказать ему - как надо правильно мы́слить и как правильно поступать…

100 лет назад, разсуждая о великопóстной моли́тве преподобного Ефрема Сирина, в которой есть такие слова «Дух же целомýдрия, смирéния, терпения и любви даруй ми, рабý твоему…», об этом же говорил и епи́скоп Михаил Канадский. Объясняя значение слóва «целомýдрие», он писал:
«...целомýдрие в святоотéческом понимании - это не только то целомýдрие в нашем ны́нешнем смысле, не только чистотá тéла, хранимого от осквернéния блýдным грехом, - целомýдрие есть здоровье дýха в широком смысле. Охранéние души́, её цéлостности от ржавчины греха особым блюдéнием, особой осторожностью совести.
Замечали вы, как бережёт ребёнок новое платье в первый день, когда его наденет? Весь он, по-детски, наивно насторожé. Каждое пятнышко причиняет ему боль, кажется ему несчастьем. Точно так же должна относиться душá христианская ко греху.
Чýткая душá должна болезненно отзываться на вся́кое пятно. Сжиматься при прикосновении греха, как вéко глáза, которое обязательно закроется, если поднести к глазу огонь. Вот эта бди́тельность души́, сильно рáзвитое в ней сопротивление греху - и есть целомýдрие
».
Эти же слова можно отнести и к нашему пониманию христианского трезвéния или трезвомы́слия.

Вот видите, дорогие брáтья, как свв. отцы поучáют нас со вся́ким вниманием и придирчивостью оглядывать себя и свою жизнь. Этому важному умению надо учиться, и, видимо, не сразу и не за один приём удастся достигнуть каждому из нас. Но для того нам, собственно, и дана жизнь!
Поэтому, дорогие брáтья, давайте со усéрдием тренировать себя в этом важном нáвыке, давайте назидáть себя, чтобы никакое бесóвское наваждéние, никакое опьянение, пусть даже и врéменное, не лишило нас трезвого взгляда на самих себя и на свою жизнь, и чтобы мы не потеряли своё Спасéние, терпеливо и старательно идти к которому призывает нас Сам Госпóдь!

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project