протоиерей Евгений Чунин

О высоком призвании ХРИСТИАН

«Вы - соль земли! Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? … Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоя́щий на верху горы́. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».
[Евангелие от Матфея 5:13-15]

В словах Нагóрной прóповеди Христóс вдохновенно научáет народы новозавéтным истинам. Он утверждает новые зáповеди, исполненные глубочайшего милосéрдия и любви. Он говорит о высоком призвании тех, кто увéровал во Христá - Сына Бóжия, и называет таковы́х «блажéнными». И всё это возвышенное откровéние Госпóдь венчает отрадным обетовáнием: «Радуйтесь и веселитесь, ибо великá ваша награда на небесáх» [от Матфея 5-12].

С тех далёких времён ожидание исполнения сегó обещания Спаси́теля является центральным моментом всего христианского сознания. В это верили, с этой надеждою жили, за это страдали и умирали последователи Христá от древности и до сегó дня.
Вéруем в это и мы, христиане нынешние, и, как прочие, желаем достигнуть Цáрства Бóжия, и надеемся, что Госпóдь примет нас к Себе. Но вместе с тем, мы ясно осознаем и ту большýю опасность, о которой прямо говорит Сам Госпóдь: «Не всякий, говорящий Мне: “Гóсподи! Гóсподи!”, войдёт в Цáрство Небéсное, но исполняющий волю Отцá Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Гóсподи! Гóсподи! не от Твоего ли имени мы прорóчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса твори́ли? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззакóние» [от Матфея 7:21-23].

Здесь пои́стине есть над чем задуматься… Кому же, всё-таки, Госпóдь обещает дать Своё Небéсное Цáрствие? И как нам надо жить, как моли́ться, как вéровать, чтобы попасть в это число блажéнных наследников Цáрства Бóжия?
Вообще, что это значит - быть христианином, тем более, - христианином, по-настоящему православным, а не каким-нибудь еретикóм? И кто, в конце концов, может по праву считать себя чáдом Святóй Христóвой Церкви?

В нашей земной жизни возможность жить по вере Христóвой, исполнять спаси́тельные Госпóдни зáповеди, участвовать в общецерковных моли́твах и тáинствах - это самый простой и самый верный путь в Цáрство Бóжие, доступный каждому из нас. Выше этого стои́т только подвиг и́ночества или мýченический подвиг.

Однако, в окружающей нас современной жизни мы часто не находим многочисленных добрых примеров, и даже наоборот: то здесь, то там мы видим, как по грехóвной человеческой воле попирáются зáповеди Бóжии, а иногда разрушаются и самые устóи благочести́вого христианского жития́! И не только чужие нам люди, но подчас и наши близкие, а иногда - даже наши дети и внуки, не смущаясь своею совестью и не оглядываясь на зáповеди Госпóдни, безстрашно поступают по грехóвным обычаям сегó мира…
О, гóре нам, если не осознáем своих прегрешéний и не покáемся! Всё это ещё и ещё раз свидетельствует о приближении конца мира и Стрáшного Судá Бóжия!

С горечью наблюдая и осознавая происходящие в мире беззакония и грехи, мы, однако, не должны напрасно смущаться, ибо Христóс и прорóки Ветхого Завéта явственно предвозвести́ли всё то, что мы видим ны́не.
С другой стороны, - мы, называющие себя христианами, не должны следовать беззакóнным обы́чаям окружающего нас мира. Апóстол Павел прямо говорит нам: «…Чтобы вы бóлее не поступали, как поступают прочие народы, по сýетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Бóжией, по причине их невежества и ожесточения сéрдца их» [к Ефесянам 4:17-18].

Итак, если мы хотим считать себя чáдами Христóвыми, то наша задача - искать в себе силы и добросовестно стараться не делать зла, не лукáвить, не двоедýшничать, и во всём заботиться и безпокоиться об исполнении зáповедей Бóжиих - но не фарисéйском, формальном их исполнении, а исполнении доброСОВЕСТНОМ - таком, при котором наша взыскательная христианская совесть была бы чистá.

А в чём проявляет себя наша совесть? В чём она должна проявлять себя? Каждому христианину важно уметь замечать и правильно понимать многие такие моменты, - мы приведём некоторые примеры.

Бывает так, что мы проявляем попусти́тельство в каких-то «мелочах», касающихся нашей совести. Лукáво ответили на заданный нам прямой вопрос… Приняли подарок, недостойный христианина, или представляющий собою нéчто, приобретённое нечестным путём… Купили дешёвую вещь или предмет, зная, например, что она - ворованная…
И вот так, нашими молчаливыми действиями, предаётся Бог; именно так мы постепенно теряем ту христианскую «солёность», о чём нас бдительно предупреждает Госпóдь.

Иногда бывает, что мы молча соглашаемся с какими-то неправильными, грехóвными действиями наших детей или близких… «Ведь, они нас не спрашивают!» - скажете вы? Да, не спрашивают, но ведь мы ВИДЕЛИ, ЗНАЛИ, что они поступают (или только собираются поступить) неправильно - и сделали вид, что не замечаем этого? Более того - еще хуже, если мы и своими видом стараемся показать, что «ничего не произошло», и продолжаем, как ни в чём не бывало, шутить и улыбаться, разсуждая с ними о мнóжестве посторонних и малознáчимых дел!
Вот в таких наших действиях, как раз, и выражается наше согласие с грехóвными поступками других людей, путь даже и молчаливое, не вы́сказанное на словах. А из нашего молчаливого и лукáвого «незамечáния» совершаемых кем-либо грехóвных поступков вырастает их одобрение. По крайней мере, часто сами грéшники молчание окружающих истолковывают как одобрение их недобрых поступков.

А как же в подобных случаях следует поступать?
Прежде всего, если кто-то из наших близких я́вно погрешáет, - надо постараться прекратить всё то, что нас с этими людьми связывает - совместное времяпрепровождение, общие дела и даже разговоры - кроме самых необходимых и безоби́дных… Этим мы должны как бы показать им: «Раз вы поступаете так (погреши́тельно, неправильно), тогда мы - не с вами». И даже если подобное действие «размежевания» с нашей стороны совершается молчаливо, то и тогда, как правило, оно не останется незамеченным с другой стороны.
Ещё лучше - найти возможность высказать свою принципиальную оценку предполагаемого или совершаемого грехóвного поступка хотя бы в нескольких словах, например: «Вам не кажется, этот поступок нельзя посчитать достойным христианина (хорошим, оправданным)?». Такая оценка, пусть даже высказанная нами в двух-трёх сдержанных словах, ещё вернее помогает заблуждающимся услышать правду и расставить «точки над i» в вопросе и́стинного смысла своего дея́ния.
Через это они получают возможность осознать свои ошибки и исправить их, обратившись к покая́нию. Может быть, поступить подобным образом не всегда бывает легко - но в этом как раз и проявляет себя наша христианская совесть.

Или вот ещё пример. Как известно, во всех наших храмах регулярно совершаются общественные богослужéния: в каждое воскресенье, в различные церковные праздники и на дни памяти великих святых - но для кого это всё? Ведь моли́твы, совершаемые в храме Бóжием, приéмлются не только за каждого из присутствующих - они приносятся от лица всех, собравшихся на моли́тву - за всех вéрных христиан (даже и за тех, которые, быть может, и в храм-то не приходят)! А в их числе - может быть, и наши с вами дети, которые, возможно, сегодня ещё не постигли сознательной христианской жизни, и кто-то из них ещё не сделал своего выбора между диаволом и Бóгом…
Жизнь и судьба таких людей в значительной степени зависит от того, как усéрдно мы с вами будем за них моли́ться! Сумеют ли, успеют ли они придти к покая́нию, или, быть может, безврéменная смерть застигнет их нераскáянными, не вставшими на путь исправления своего жития́, и они погибнут?
Так кто же - те «предстоя́щие и молящиеся», которые вместе со служащим священником и невидимо предстоя́щими у Престóла Бóжия небесными силами молят Гóспода «о спасéнии всего мира»? Кто - те немногочисленные счастливчики, кому за богослужéнием подаётся и благословéние Госпóдне, и мир Бóжий, и прощение грехов?

Кто-то спешит прийти к сáмому началу богослужéния, а кто-то вóвсе не торопится, считая, что ему и так времени хватит - зашёл, поставил свечку и вышел! А инóй и вообще заглядывает в храм лишь и́зредка, размышляя примерно так: «Вот я недавно (всего каких-то пол-года назад!) ужé заходил в церковь, - поэтому сейчас мне идти в храм вóвсе не обязательно, рано… Я пойду, пожалуй, в следующий праздник!». И этот следующий праздник может прилучи́ться и ещё через пол-года, и через год… И при этом, рассуждая подобным образом, мы называем себя христианами…
Но если мы позволяем себе пропускать многие богослужéния, и чаще отсутствуем, чем присутствуем на службе, то - скажите, пожалуйста - кто должен придти в церковь на моли́тву вместо нас? Кто бóлее нас обязан? И если те, кто приходит в храм два-три раза в год, называют себя - «христиане», то как же тогда следует называть тех, других, кто заботится о том, чтобы не пропустить каждое назначенное богослужéние, кто спешит прийти в храм к сáмому началу службы?

Общецерковная моли́тва - это не частное дело каждого из нас в отдельности (хочу - участвую, не хочу - нет). Это - дело нашей христианской дисциплины, нашего послушáния - наш, если хотите, долг. Долг перед Бóгом, столько облагодéтельствовавшим нас и установившим для нашего спасéния, в числе прочих, 4-ю зáповедь «Седьмой день - Гóсподу Бóгу твоемý». Долг перед своею совестью, долг перед своей церковной общинóй (или прихóдом - ибо в мирскóй жизни христиане не должны быть «единоличниками», но совершать дело своего спасéния в христианском общении с близкими и родными). Долг перед всеми людьми, о ком за богослужéнием приносятся моли́твы и кому мы могли бы этим помочь.

Так скажите, брáтие: если мы, по слову Христá, «соль земли», то разве не мы с вами в первую очередь и должны спешить на каждое богослужéние?
И наоборот: почему многие из нас, называющих себя христианами, вóвсе не торопятся возблагодари́ть Гóспода, столь много содéлавшего для нашего спасéния, не спешат осчастливить себя и других участием в церковном богослужéнии?

Мы с вами, брáтие, должны осознать важнейшую истину: словами «Вы есте соль земли!» Христóс обращается именно к нам! И нам нет никакой нужды оглядываться на других, не нужно «переводить стрéлки» - никто другой не обязан Гóсподу бóлее, чем мы с вами, обещавшиеся Ему во святом Крещении!
Госпóдь ждёт от нас - своих последователей, называющих себя высоким именем «христиане» - строгости, принципиальности и усéрдия во всём. Но если мы не будем с должным старанием и усéрдием исполнять Бóжии зáповеди, то кто другой сделает всё это за нас? И кто же вместо нас окажется «солью земли»???

И поэтому, дорогие брáтие и сéстры, если уж мы называем себя христианами - то должны всё своё старание приложи́ть к томý, чтобы по-настоящему соответствовать этому высокому званию!
Пои́стине, огромная ответственность - называть себя христианами, но и какая это великая радость! Но чтобы по совести называть себя этим высоким именем, надо, прежде всего, содéлать себя христианами, причём, - христианами настоящими!

Так постараемся же, брáтие, с Бóжией помощью, действительно быть таковы́ми!

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project