протоиерей Евгений Чунин

Для чего мы приходим во святой храм

Среди тех людей, кто именует себя христианами, одни стремятся по возможности чаще приходить во святóй храм и, по крайней мере, делают это каждую неделю. Другие же переступают церковный порог так редко, что проще будет сказать: они не бывают в храме почти никогда.
Что получают те, которые приходят в церковь, и чего лишаются те, кто не делают этого?

Церковь, или храм - это особенное место, это не простое здание, а специально построенное, освящéнное и приготовленное для того, чтобы в нём совершались общественные христианские моли́твы, церковные тáинства и иные священнодéйствия, чтобы здесь приносились безкрóвные жертвы нашему Гóсподу, чтобы именно здесь совершались все те службы и чинопослéдования, которые Госпóдь установил для спасéния всех вéрующих в Него.

Но с тех самых пор, как Госпóдь открыл людям Свою волю о храме и о пребывании за общим богослужéнием, - с тех пор и диáвол, противник Бога и людей, пытается помешать христианам исполнить сиé Бóжие узаконение.
И чаще всего его уловки проявляются в невнимании и неуважении к церковному богослужéнию.

Эта «христианская болезнь» возникла не сегодня: ужé в IV веке святи́тель Иоанн Златоустый сéтовал:
«Если ты приходишь к нам один раз или дважды в год, то скажи мне: чему необходимому мы сможем научить тебя?
О душé, о теле, о безсмéртии, о Цáрствии Небéсном, о наказáнии, о геéнне, о долготерпéнии Бóжием, о прощéнии, о Покая́нии, о Крещéнии, об отпущéнии грехов, о твáрях небéсных и земных, о природе человеческой, об Áнгелах, о ковáрстве бесов, о кóзнях диáвола, о поведении, о догматах, о прáвой вéре, о нечести́вых éресях.
Это и гораздо больше этого дóлжно знать [для своего спасéния всякому] христианину, и обо всём этом давать ответ спрашивающим вас
»
[Иоанн Златоуст, Беседа на праздник Крещéния Госпóдня].

Поистине, великá беда от того, что христиане пытаются строить свою жизнь, не стремясь по возможности чаще приходить в храм к церковному богослужéнию.

Именно в храме мы совершаем наши совместные моли́твы - моли́твы людей, объединённых единой верой, единым намерением. Но кто-то упрямо твердит: «Я и дома могу помоли́ться, если захочу!»

То-то и беда, что чаще всего бывает, как раз, наоборот, - если вспомним, то не найдём для этого возможности: кто-то или что-то помешает, и снова наше благóе намерение останется не реализованным.
Сегодня домашнее моли́твенное усéрдие многих христиан столь минимально (если оно вообще есть!), что трудно посчитать его достаточным для благополýчной духовной жизни. А в храме же более, чем где либо, всё расположено для моли́твы, и уж здесь мало что помешает нашему моли́твенному сосредоточению.

Но даже если кто-то и имеет обычай самостоятельно моли́ться у себя дома, все равно церковная моли́тва имеет особенную силу и бóльшую знáчимость.
Госпóдь говорит: «…где двое или трое собраны вó имя Моé, там Я посреди них». [Матф. 18:20]. Здесь же, в стенах святого храма, на моли́тву собирается не два и не три человека, но иногда и сотни христиан. Здесь присутствуют люди пожилые, и среднего возраста, и младенцы. И все мы в меру нашего разумéния и понимания стараемся принести Богу свои моли́твенные труды, все надеемся, что Госпóдь пребывáет с нами. В этом смысле общественная, собóрная моли́тва во святом храме имеет бóльшую значимость для каждого из её участников.
Очень важно для каждого шагнуть навстречу Гóсподу, потруди́ться, какое-то время провести рядом с Ним (пусть Он и невидим), сподóбиться получить обновление той благодáти Святáго Дýха, которую мы получили во святом Крещении, и которая всегда действует в нас.

Так почему же мы снова и снова ищем предлоги для того, чтобы в очередной раз избежать этого важнейшего христианского дела - участия в общественной церковной моли́тве, снова мы снова уступаем диáволу, который предлагает нам лукáвые и лживые отговорки?
Отговорок этих так много, что даже и перечислить их все нет возможности.

Одни привыкли считать, что их обычные, повседневные дела будто бы являются препятствием для посещения храма. Они говорят: «Я бы и рад приходить в храм, но мне нéкогда. Жизнь сейчас такая трудная, мы все очень занятые».
И говорят это так, будто в прежние времена жизнь была совершенно беззаботная, а люди - все были сплошь бездельники, и не знали, чем заняться. Утром, мол, надо сготовить завтрак, сходить в магазин или сделать ещё что-либо обы́денное, пóпросту хочется подольше полежать в кровати в выходной день; а к вечеру спускаются сумерки и приходит некоторая усталость…
Будто бы, это - достаточно уважительные причины для того, чтобы в очередной раз пропустить церковное богослужéние.

Но давайте еще раз посмотрим: чем и как мы бываем заняты на самом деле? Понаблюдаем за собой: сколько времени уходит у нас на телевизор, на прáздное времяпровождение, на телефонное пустословие, на чтение безполезной (если не развращённой или богоборческой!) литературы и т. д.?
Осмелимся ли мы после этого заявить, что у нас НЕТ времени для храма? Будто ни в какое другое время нельзя зайти в магазин или выполнить иную домашнюю работу, но только в этот самый праздничный или воскресный день? Будто мы имеем какие-то реальные непреодолимые препятствия для посещения храма.
Так, может быть, справедливее будет сказать инóе: время-то у нас есть, но вот тратим мы его не на то? Конечно же, так оно и есть, и лучше всего нам вóвремя признаться в этом, чтобы успеть еще что-то исправить.

Другие рассуждают так: «Ну, вот что я приду? Моли́тву в церкви я не слышу (или не понимаю), как себя вести в храме - тóлком не знаю… Что я буду смущать других людей? Пусть лучше они там мóлятся, а я посижу дома». И так остро переживают чувство неловкости при своих очень редких посещениях храма, что потóм долго боятся заглянуть сюда снова.

Этакая «благочести́вая скромность». Но скромность эта только на вид такова, ибо на самом деле здесь тоже присутствует скрытый обман, здесь опять видно лукáвство нашего общего врага. Ибо, если мы однажды поймали себя на том, что плохо понимаем или совсем не понимаем читаемые в церкви моли́твы, это должно бы нас не к тому подвести, чтобы совсем отказаться в храм ходить, а к совершенно обратному.
Надо приложить нéкое старание и познакомиться хотя бы с самыми основными моли́твами, которые всякий христианин должен знать и соблюдать каждый день в своей домашней моли́тве. Тогда ужé и в церкви мы будем слышать те же самые, уже знакомые нам, моли́твы. И пребывание за службой для нас вóвсе не будет казаться напрасным препровождéнием времени.

Ну, а насчёт неловкости от неумения себя правильно вести в церкви - это вполне естественное ощущение для любого, кто первый раз оказался в новой обстановке.
Следует поставить себе задачу внимательно наблюдать за другими и постепенно осваивать те необходимые нáвыки, которыми должен владеть всякий христианин, приходя во святый храм. И всё это вóвсе не так трудно, как многие думают, что для них это трудно и невозможно…

Итак, видите, как лукáвый подталкивает нас из одного и того же обстоятельства сделать совершенно преврáтные выводы. Вместо того чтобы приложить старания и потрудится на духовную пользу, на развитие своего моли́твенного навыка, диáвол навевает страшную мысль: уж лучше ты и вóвсе в храм не приходи! И это ли мы назовём «скромностью»?

Третьи иногда заходят в храм, но считают, что приходить на службу каждое воскресенье, вóвсе не обязательно, мол, «богомóльные старушки или те, кому делать нечего, пусть и ходят моли́ться каждую неделю, а всем христианам ходить часто».
Возникает вопрос: где та мера регулярности посещения храма, которой надо стараться придерживаться?

Ещё во времена Вéтхого Завéта Госпóдь дал людям десять заповедей, и четвёртая из них гласит: «шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - … Гóсподу, Богу твоему: не делай в óный никакого дéла ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…; ибо … благослови́л Госпóдь день [сей] и освятил его». [Исход 20:10-11].

Госпóдь заповéдал нам хранить седьмой день (воскресенье; а раньше - во временá Вéтхого Завéта, до Воскресéния Христа из мéртвых, праздновалась суббота), как день отдыха от телесных трудов, как день, в который мы должны бóлее, чем в другие дни, устремить ум свой к Гóсподу, прийти во святóй храм, обратиться к Нему в моли́тве, вспомнить о своих грехах.
Именно во исполнение этой зáповеди в каждый воскресный день во всех храмах совершается богослужéние, каждому христианину предоставляется возможность прийти в церковь, разделить общие моли́твы всех христиан.

Указанная зáповедь Бóжия является прямым основанием известному обычаю ежевоскресного посещения храма, в котором, как раз, и заключена та мера церковного усéрдия вéрующих, которая векáми соблюдалась на Руси.
К этому еще надо добавить, что в храм приходили не на полчаса-час, как ны́нче, и не для того, чтобы лишь «поставить свечи» и «подать записки», а добросовестно моли́лись многие часы, почитая за правило не исходи́ть из храма до окончания общей моли́твы.

Все попытки провозгласить нéкий инóй, «самодельный» обычай посещения храма чаще всего заканчиваются бедой, потому что ни на чём не основаны. Если сегодня кто-то считает достаточным приходить в церковь один-два раза в год - легко того не заметит, как пропустит и два-три года, или больше.
Чем реже человек понуждáет себя приходить в храм, тем тяжелее ему становится собраться в каждый очередной раз, тем острее он ощущает соблáзн вóвсе отказаться, или, по крайней мере, не пойти сегодня. И так день за днём, год за годом… Чем дальше он удаляется от церкви, от понимая всего того, что совершается в ней, тем в бóльшей степени его сознание удаляется от разумéния Закона Бóжьего, от стремления свою жизнь проводить по зáповедям Бóжиим.
Всё это происходит очень малозаметно для самого человека. И со временем, бывает, человек приходит в такое гóрестное духовное состояние, что уже никаких грехов за собой совершенно не сознаёт, и готов считать себя чуть ли не святы́м, а на призыв к покая́нию недоумевает - в чём бы ему следовало каяться? И при том он искренне убеждён, что живёт «с Богом в душé».

Столь чудовищное оскудéние христианского сознания - результат незаметного отступления от церкви, начавшегося с «простого непосещения» храма. И подобные случаи сегодня отню́дь не редки.
Причём, отлучи́в себя от храма, многие такие «христиане» спохватываются лишь тогда, когда произойдёт что-то из ряда вон выходящее, часто непоправимое. Это о них говорят: «Гром не гря́нет - мужик не перекрестится». И если перефразировать эту поговорку, - выходит, что некоторые упорно не желают вспомнить о Боге, прийти в храм, словно и в правду ждут, пока гря́нет гром…

Невозможно перечислить всех улóвок, которые в изобилии выдвигает сатанá на пути тех незадачливых вéрующих, которые ещё не решили для себя - хотят ли они жить по зáповедям или не хотят, будут ли ходить в храм или пока не знают, зачем им это нужно.
И пока эти люди сомневаются, дья́вол предложит им тысячу мни́мых причин, чтобы смути́ть их неокрепшую душу и разубедить в необходимости вéровать Богу…

Однако, не стоит думать, будто так уж легко диáволу нас запутать и сбить с толку. Многое зависит от нашего личного желания. Госпóдь дал каждому из нас совесть, а её голос трудно бывает заглушить даже отчаянно-безсовестному человеку. Просто, инóй раз люди сами готовы обманываться и рады предлагаемым сатанóю улóвкам - они так привыкли, им так удобнее и ничего не хочется менять. И проблема заключается чаще всего в нежелании преодолеть сложившийся «расслабленный» порядок жизни, человек просто-напросто не хочет прислушаться к гласу Бóжию, как будто он обращён к кому-то другому, а вóвсе не к нему.
И получается, что снова и снова оправдывая себя в преступном отношении к зáповеди Бóжией, многоие на долгие годы фактически сами себя отлучáют от Церкви.

Можно ли такое самоотлучéние от Церкви считать нормальным, благополýчным для человека, сознаю́щего себя христианином? Можно ли думать, что это не помешает делу его спасéния?

Нет, дорогие брáтия! Чтобы мы ни думали и ни говорили, мы не можем посчитать такой образ жития́ нормальным для вéрующего человека.

Что же делать нам? Прежде всего, нельзя позволять лукáвому себя напрáсно обманывать, нельзя снова и снова оправдывать своё нерадéние в деле посещения храма, ибо это есть грех, в котором следует признаться и покáяться. А дальше - как и всегда после покая́ния в каком-либо грехе - надо попытаться хоть что-то изменить к лучшему.

Пожелав исправить ситуацию с редким посещением храма, надо прежде поставить себе задачу: не упускать каждую очередную возможность прийти во святóй храм!
В день Воскресéния Христóва, как и в день инóго церковного праздника, мы должны отложить свои делá (исключение можно сделать, если это какие-то явно «аварийные» проблемы) и постараться прийти в храм Бóжий, помоли́ться Гóсподу, принести Ему своё старание, свою жертву, послушать слова Божéственных писáний и свящéнническую прóповедь.
И если иной раз получится прийти и чаще - дважды или трижды в неделю - порадуйтесь тому, что Бог даёт вам такую возможность за те многие богослужéния, которые ранее вами были пропущены.

* * *

Я совершенно уверен, что многим из нас в той или инóй мере знакомы отговорки, подобные вышеперечисленным. Многие, все-таки, время о времени приходят в храм, но могли бы приходить и чаще, могли бы приходить в каждое воскресение, однако не делают этого, считая «не обязательным».

В том, что многие не привыкли ходить в храм, и совершенно не чувствуют угрызéния совести по этому поводу, проявляется явное охлаждение в отношении людей к Богу и к Церкви. Путь этот, дорогие брáтие, весьмá скользкий и опасный.
Сегодня сатанá шепчет нам, что не обязательно ходить в храм каждое воскресение, и мы, кажется, согласились с ним… Завтра этот же самый шёпот возвести́т нам о том, что и каждый месяц не обязательно сюда ходить. Не трудно догадаться, что так будет дальше и дальше.
Поэтому, дорогие брáтие, моя огромная ко всем просьба и напоминание: давайте постараемся не прислушиваться к этому зловещему шёпоту, который - будем уверены! - пытается увести нас от храма, и чем дальше, тем ему отраднее.

Если мы стремимся ко спасéнию, мы должны твёрдо знать: Госпóдь проложил путь спасéния вéрующих в Него через земную Церковь, через святые храмы. И чем чаще мы будем участвовать в церковной моли́тве - тем бóлее надёжным и прямым будет наш жизненный путь, целью которого является достижéние Царства Бóжьего и Вéчной Жизни.

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project