протоиерей Евгений Чунин

Теория без практики мертва...

О духовном образовании, перспективах и возможностях Училища РПСЦ -
из первых уст.

Интервью газете «ОБЩИНА» №4(41), 2014 г.

Интервью с директором Духовного Училища протоиереем Евгением Чуниным готовилось долго - много вопросов накопилось! Когда газета готовилась к печати, стало известно, что о. Евгений освобождён от должности. Однако, мы не сняли материал, посчитав, что читателям интересно осмыслить взгляды экс-руководства МСДУ, ведь тема духовного образования весьма актуальна для Церкви. В дальнейшем мы познакомимся и со взглядами новой дирекции Училища.

* * * * * * *

- Отец Евгений, тема духовного образования крайне важна для нашей Церкви. Училище, которое уже несколько лет активно работает и готовит кадры для храмов, де-факто уходит корнями в прошлый и даже в позапрошлый векá. Очень бы хотелось в нашей беседе развенчать мифы, слухи и постараться объективно рассказать читателям о том, что мы имеем сегодня…

- Подъём духовного образования в РПСЦ сегодня только начинается…
Идеологом возсоздания Старообрядческого Духовного Училища выступил, безусловно, митрополит Андриан (Четвергов). Тогда, весной 2004-го года, он назначил протоиерея Иоанна Думнова директором создаваемого училища, а уже в августе новорождённое Училище принимало абитуриентов на трёхлетнее обучение.
В начале лета 2005-го года пост директора был поручен мне, так что, Училище - это последнее благословéние, полученное мною от митрополита Андриана…

- Наверное, деятельность Училища была бы невозможна без энтузиастов своего дела, которые однажды занялись вспахиванием целины.
Кто стоял у этого штурвала? Кому мы - староверы - обязаны сегодня тем, что традиции старообрядческого духовного образования прошлых веков были возрождены в XXI веке?

- Никто не смог бы сделать это в одиночку. Главное: за прошедшие годы удалось собрать круг компетентных и верующих преподавателей.
Сегодня в педагогическом коллективе около 20-ти сотрудников, в том числе, один доктор и три кандидата наук, одиннадцать преподавателей с высшим и пятеро - со средним специальным образованием; у шестерых священные степени (три священника и три диакона); пятеро - наши же выпускники. Это единомышленники, радеющие о развитии духовного образования в нашей Церкви, люди, понимающие значимость проблемы и, невзирая на личные сложности и препятствия, готовые добросовестно трудиться на этом поприще.
Сложившийся на сегодня педколлектив - один из главных факторов, вселяющих надежду в завтрашний день Училища. А вообще, все концептуальные решения по управлению Училищем (как и вообще, всеми направлениями образовательно-воспитательной деятельности в Церкви) находятся в компетенции Учебного Совета Церкви, председателем которого с 2006-го года является высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

- Отче, поведай кратко о структуре обучения. Как долго длится учеба для очников и заочников?

- В Училище сегодня действует дневное и заочное отделения, недавно мы апробировали и вечернее. Я надеюсь, что эта новая форма тоже может войти в жизнь, потому что для Москвы и Подмосковья, где проживает и работает много старообрядцев, возможность учиться по вечерам даёт дополнительные преимущества.
Учебные планы на дневном и заочном отделениях были рассчитаны на 3 года, в настоящее время продолжительность обучения на дневном отделении сокращена до двух лет.

- Что собой представляет Духовное Училище в юридическом плане? Как решаются вопросы его регистрации и лицензирования?

- Юридическая регистрация Училища до сих пор является его неразрешенной проблемой. Несмотря на существующее Соборное решение о регистрации училища, нам говорят, что у Церкви нет достаточных средств, чтобы решить этот вопрос. Однако, на решение других вопросов средства находятся! Тем более, что проведение регистрации и лицензирования вполне оправдано и с точки зрения логики церковной жизни, и с точки зрения государственных нормативных требований.
Педагогический коллектив Училища неоднократно обращался к митрополиту Корнилию с ходатайством о скорейшем проведении регистрации и, однако, этот вопрос до сих пор не нашёл своего решения.

- В нашей газете мы не раз рассказывали о развитии воскресных школ в Уральской епархии, о екатеринбургской школе, которая действует много лет.
Существует ли, должна ли быть какая-то связь между воскресными школами и Духовным Училищем? Есть ли данные о том, что из приходов, где есть свои воскресные школы, в училище приходит хорошая молодёжь?

- По идее, в Училище следует принимать тех, кто успешно завершил обучение в воскресной школе своего храма или прихода. И конечно, выпускники Училища могут и должны трудиться в приходских воскресных школах - это полностью в рамках той квалификации, которую они получают в Училище.
Так что, между приходскими воскресными школами и Духовным Училищем должна быть самая тесная связь! Но сегодня этот вопрос ещё не вполне скоординирован.

- Были ли случаи, когда желающим поступить в Училище приходилось отказывать в поступлении, отчислять? И что служило поводом для таких радикальных шагов?

- Те, кто желают получать духовное образование, приходят в Училище, обычно, сами. Приём проводится по личным заявлениям и документам, но кроме этого, каждый должен предъявить письменную рекомендацию, написанную духовным отцом (исключение - действующие клирики: им рекомендация не требуется).
С одной стороны, Училище должно знать, кто желает поступить на учебу. С другой, и духовные отцы должны представлять, в какие отношения вступают их духовные чада, намереваясь учиться в духовном Училище. Это важно для повышения ответственности всех сторон, стоящих за участниками учебного процесса.

- Несколько слов о предметах, которые преподаются в Училище?

- В настоящее время учебные планы Училища включают следующий перечень изучаемых предметов:
1. Катехи́зис - основы церковного вероучения, изложенные в простой догматической форме;
2. Богослужéбный устáв - теоретическое и практическое изучение основного богослужения;
3. Знáменное пение - владение церковным пением и крюковая грамотность, изучение попевок и погласиц, а для желающих - ещё и постановка голоса, и навыки руководства хором;
4. Свящéнное Писáние Вéтхого и Нóвого Завéтов - изучение Библейских текстов;
5. Святоотечéское богослóвие - введение в проблематику и методику богословия, при помощи которого святые Отцы излагали догматы веры и решали сложные вероучительные вопросы;
6. Патролóгия - наука о жизни, учении и произведениях святы́х Отéц (с I по XI вв.);
7. История Церкви - сводный курс из древней церковной истории (I - IV века), истории византийской Церкви (IV - XV века), истории Русской Церкви до новообря́дческого раскóла (IX - XVII века);
8. История старообрядчества - история движения противников никониáнства (XVII век), история беглопопóвства и безпопóвства (XVIII век и до 1846 года), история Церкви Христовой Белокрини́цкого соглáсия (1846 год - по настоящее время).
9. Церковнославянский язык - освоение грамматики и понимания церконославянского языка на примере книги Псалты́рь и моли́твенных текстов;
10. Русский язык - тренировка грамотности письма;
11. Церковное искусство и иконовéдение - изучение памятников и основных закономерностей развития икóнописи и других видов церковного искусства;
12. Церковная педагогика - изучение основ педагогики и преподавание христианских предметов в воскресной и общеобразовательной школе;
13. Гомилетика - искусство прóповеди и церковного красноречия;
14. Канони́ческое право - история канóники, основные сборники, комментарии, канони́ческие трудности;
15. Религиовéдение - краткий ориентационный курс сравнительного изучения мировых религий;
16. Всемирная история - история мира от четвёртого тысячелетия до Рожествá Христóва и до нашего времени.

- Студенты изучают полтора десятка предметов. Их достаточно?

- Нынешний перечень предметов - это отражение современного этапа развития нашей системы духовного образования, это нéкий минимальный уровень. Те серьёзные задачи, которые ставит перед Церковью современная жизнь, невозможно успешно решать без отлаженной системы духовного образования.
Уже не раз на наших Соборах поднимались вопросы о проповеди Христовой веры в окружающем мире, о путях развития Церкви. Но надо понимать, что сами эти вопросы есть прямой запрос к церковному образованию, и́бо успешно нести прóповедь веры Христóвой в окружающий нас мир сегодня могут, конечно, только всесторонне образованные проповéдники!
По нашему мнению, сама жизнь понуждает заботиться о дальнейшем повышении духовной грамотности церковнослужителей, да и всех приходски́х тружеников.

- Бытует мнение, что обучение ряду свéтских профессий сводится к букету предметов, которые студент изучает и вскоре благополучно забывает, а потом отмахивается, заявляя, что “получил классическое образование”.
Образование в МСДУ - это «классическое духовное образование»?

- Это его начало, «первая очередь».
Современным христианам, увы, часто не хватает систематичности образования. Без системы познаний и в споре с еретиками, и в рассуждениях о путях развития Церкви, и в поиске ответа на какой-то “нетипичный” вопрос жизни, бывает, можно потеряться.
Духовное Училище призвано дать человеку систему знаний, которая помогала бы ему ориентироваться. Что такое Цéрковь и что такое éресь, что такое догмáтика и каковы суждения святых Отцов по тем или иным вопросам? А сегодня, вообще, жизнь ставит перед нами много “нетипичных” вопросов!

- Финансирование. Этот вопрос был болезненным и в позапрошлом веке, когда искали спонсоров для старообрядческого института. Проблему хýдо-бéдно удавалось решать за счёт отдельных жертвователей, но всё же деятельность заведения в те времена характеризовалась словами «с трудом сводило концы с концами». А что мы имеем сегодня?

- Затруднения с финансированием Училища имеются и сегодня - но это, по нашему мнению, прежде всего проблема расстановки приоритетов.
К сожалению, финансирование Училища, да и духовного образования вообще, в нашей Церкви пока осуществляется по остаточному принципу, и потому на эти нужды, бывает, не хватает денег.
Если бы нужды церковного образования воспринимались как первоочередные, такой проблемы просто не могло бы быть.

- Какие обстоятельства нужно учитывать при составлении заявки на распределение выпускника? Что нужно предусмотреть приходу, который намеревается пригласить к себе “молодого специалиста”?

- Условия обучения в Училище ужé заранее предполагают, что после его завершения выпускник на 2 года направляется на стажировку или, как раньше это называлось, «отработку по распределению». Важно обеспечить юному церковному труженику не просто “место прихожанина” в храме, но и место труда.
Иные так приглашают выпускника: ты, мол, сам устраивайся, как хочешь, а в наш храм приходи молиться Богу. Но для того, чтобы выпускник Училища приносил реальную пользу Церкви, ему нужно жить, трудиться, молиться, иметь перед собою достойное пóприще, где он мог бы применять свои знания и умения. Он должен заниматься христианским трудом в течение всей недели, а не только по воскресеньям и в праздники.
Ну и, конечно же, условия оплаты труда! Надо понимать: молодой человек, отучившийся в Училище, часто ничем не обеспечен в жизни. Надо стремиться к тому, чтобы выпускники Училища не искали себе сторонней “подработки” - «не служили двум господáм».

- Как распределяют студентов после получения ими дипломов?

- Ежегодно Училище совместно с кадровой службой Митрополии готовит проект распределения выпускников, который затем утверждается митрополитом. Подготавливая проект распределения, мы оцениваем актуальность применения сил того или иного выпускника там, где бы он был наиболее полезен. Прежде всего, конечно, учитываем поступившие из приходов заявки.
Пользуясь случаем, я хочу обратиться к руководителям приходов, епáрхий: пожалуйста, своевременно сообщайте ваши потребности, ваши заявки на выпускников в кадровую службу Митрополии!

- Есть такое изречение - «теория без практики мертвá и бесплóдна, практика же без теории невозможна и пáгубна».
Где тренируются студенты: есть какие-то особые приходы, храмы, куда намеренно отправляют студентов для получения опыта или, всё же, действует принцип «где родился там и пригодился»?
Вообще, какой Вы видите главную цель - научить человека тому, что он хочет знать, или, всё же, готовить “кадры для общин”?

- И то, и другое - одновременно. Мы помогаем человеку повысить свою компетенцию и найти возможность для более полной самореализации в сфере духовной жизни.
В училище имеют место 3 вида практики: устáвно-богослужéбная - по ведению церковной службы и пению на кли́росе, педагогическая - по ведению занятий в воскресных школах, она проводится в течение учебного года, и воспитательская - по работе с детьми в летних христианских лагерях, действующих ны́не в разных епáрхиях.

Мы готовы направлять студентов в любой приход, где они смогут пройти практику.
Приходы, в свою очередь, должны дать им настáвника - руководителя практики.
Через практику есть возможность познакомиться с будущими выпускниками и даже пригласить их к себе.
Но надо помнить: практика у нас учебная, и “латать кадровые дыры” приходов за счёт практикантов Училища - не самый правильный путь. Надо, прежде всего, заботиться о полноценном освоении учащимися тех или иных практических навыков, а вот после окончания Училища - пусть трудятся в приходах.

- Есть ли в планах Училища создание аналога курсов повышения квалификации - например, для священников, клирошáн или других церковных тружеников?
Некоторые молодые батюшки ещё не имеют опыта и знаний для ежедневной работы с людьми, но и заниматься вместе с подростками им вряд ли уместно. Как решается эта проблема сейчас?

- Да, многие священники желают изучить богослóвие или другие дисциплины, но у них высокая нагрузка в приходе и очень мало свободного времени. Поэтому тем, кто сегодня плотно занят в церковной жизни, обычное очное обучение не подходит.
Мы продолжаем работать над системой дистанционного обучения - уже записаны первые курсы видеолекций, на очереди - создание оборудованного интернет-класса для дистанционных он-лайн занятий.
Наверное, для Церкви была бы актуальной подготовка отдельных учебных курсов - скажем, по преподаванию в воскресных школах, по уходу за иконами, по каким-то другим практическим темам. Для таких курсов удобно обучение по образцу “факультетов повышения квалификации”.

- Отец Евгений, есть ли среди педагогов не-старообрядцы? Это нормальная практика? Не было ли желания привлекать профессионалов из свéтских вузов?

- Вообще, мы считаем вполне допустимым привлекать преподавателей-предметников со стороны, но уровень оплаты сотрудников нашего Училища сегодня в разы меньше, чем в московских вузах. И потому, чтобы привлечь даже одного такого преподавателя, необходимо было получить предварительную санкцию руководства Митрополии на то, чтобы предложить ему адекватную почасовую оплату. А в Митрополии не хватает средств даже на более скромные нужды. Поэтому мы старались обходиться без людей “со стороны”…
За 10 лет было 2 случая, когда мы привлекали преподавателей-нестарообрядцев; один из них уже давно присоединился к Церкви и продолжает успешно трудиться в нашем Училище, другой по-прежнему остается чадом РПЦ, но преподаваемый им предмет - религиовéдение - даёт обзор различных ерети́ческих течений и сект, и только.

- Не раз уже в околостарообрядческих СМИ обсуждалось, что в Училище не соблюдаются нормы и требования Роспотребнадзора… Так ли это? И в чём же тогда основная проблема - не хватает людей для полноценной уборки или речь идёт о каких-то более глобальных причинах?

- Никакого “глобального” нарушения норм Роспотребнадзора в помещениях Училища нет. Может быть, где-то надо бы заменить светильники, реконструировать санузлы, но всё решаемо.
Диалог с сотрудниками Роспотребнадзора у нас был неоднократно - они уверили: зарегистрировать и открыть Училище в нынешнем здании можно. «Обращайтесь официально, мы вам дадим предписания, но требований не будет много», - резюмировали они.
Однако, мы пока не получили благословéния на официальное обращение в эти структуры.

- Отче, расскажи про быт студентов-очников. В каких условиях живут ребята?

- Общежитие Духовного Училища - пожалуй, самое привлекательное место из всех жилых уголков на Рогожском.
Порядок и дисциплину в его стенах поддерживают воспитатели Училища. Недаром к нам то и дело пытаются разместить кого-то из сотрудников других отделов Митрополии. Сопротивляемся, поскольку хотим сохранить в общежитии особую ученическую атмосферу, но приходится иногда уступать.
Питаются ученики и преподаватели в трапезной Митрополии - это, конечно, не ресторан, но с голоду никто не помер.
В общем, учиться и жить вполнé можно.

беседовал Максим ГУСЕВ

источник: rpso.ru
(в сокращении)


← … предыдущая

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project