протоиерей Евгений Чунин

Исповедовать Христову веру

Исповéдниками принято называть тех, кто в каких-то непростых, сложных обстоятельствах исповедáли правую веру в Гóспода, в Егó Святýю и спаси́тельную Церковь, причём, делали это открыто, не боясь угрожающих им прещений или иных каких-то испытаний. И это их исповедáние осталось в памяти многих свидетелей и послужило на пользу им и многим другим верующим людям.

Во святом Евáнгелии есть такие строки: «Áще кто исповéсть Мя пред человéки, тогó и Аз исповéм пред Отцéм Мои́м, и́же на небесéх. Áще кто устыдится Мя пред человéки, тогó и Аз устыжуся пред Отцéм Мои́м, и́же на небесéх». В этих словах Госпóдь призывает нас всех принять на себя жребий исповéдничества и без ложного стыда, без каких-либо предлогов к уклонению от сегó, честно и последовательно исповéдовать и проповéдовать Христóву вéру в окружающем мире.
Именно так мы, казалось бы, и должны понимать эти евáнгельские слова. Однако, в беседах с людьми нередко приходится слышать различные отговорки, наподобие таких: «Я же не апóстол! Как я могу говорить о том, что не допóдлинно понимаю? Меня спросят о чём-то, а я и не знаю, чего и сказать, - лучше я буду молчать». НО, если вдуматься, такая позиция и есть, как раз, проявление того сáмого случая - «Áще кто устыдится мя пред человéки...», ибо недостаток наших познаний - это еще не грех: никто из людей ни в какой области знаний не может знать всего. Поэтому, не строя из себя «всезнайку», и не лукавя, мы можем, даже больше того, мы обязаны говорить окружающим людям о своей вéре. И если они пожелают о чём-то спросить нас, то мы можем ответить, а если чего-то не понимаем сами, - тогда должны не побояться переадресовать их к более знающим христианам или пригласить прийти в храм, предложить встретиться со священником.
В любом случае, мы должны всемéрно, искренне и старательно способствовать тому, чтобы каждый человек нашёл ответы на те вопросы духóвного плана, которые стоят перед ним. Повторяю: чтобы говорить людям о Христóвой вéре, вовсе не обязательно «знать всё», - лишь бы мы старались действовать по совести, лишь бы не лукáвили и надеялись на помощь Бóжию.

Раз мы вéруем в Гóспода, - мы и должны говорить о вéре в Гóспода. Раз мы что-то знаем, - мы должны не стесняться говорить о том, что мы знаем. А мы знаем, что именно апостольская святая Церковь указывает людям путь ко спасению - и мы обязаны об этом говорить. Мы знаем, что Бóжий закóн - благ и справедлив, и мы обязаны об этом говорить. Мы знаем, что с вéрою во Христá жили и умирали многие известные люди, - и мы обязаны говорить об этом, и ещё о многом другом.
Но даже если случится так, что мы однажды не сможем ответить на какой-либо заданный нам вопрос, - вовсе не следует смущаться, ибо вóвсе не удивительно, что перед нами до сих пор этот вопрос не вставал, и мы не искали на него ответа. А раз он теперь возник, - подумаем и с Бóжией пóмощью найдём ответ и на этот вопрос. Или предложим этому человеку послушать ответ от кого-то другого - более сведущего, более грамотного в вопросах веры. И то, и другое - не страшно, не стыдно и, более того, - естественно. Хуже, когда мы, ссылаясь на своё якобы незнание и неумение (подчас, даже преувеличенное), - уклоняемся от сей важной миссии.

Но не только такие препятствия воздвигает сатанá на пути христóвой прóповеди. Приходилось слышать и другие рассуждения: мол, зачем же я буду «лезть в душу» незнакомому человеку, может быть, ему это вóвсе и не надо, тем более, что он меня об этом и не просил. Ну, а если он захочет, - он меня спросит, и тогда, конечно, я ему постараюсь всё рассказать...
Некоторые при этом ещё более углубляются в философию: «У каждого человека есть свобода, каждый должен сам своей свободой распоряжаться. Я не хочу у кого-то отнимать его свободу и навязывать ему свои взгляды и оценки. Поэтому я не буду говорить о Христé и о своих христиáнских убеждениях...»
Но я скажу вам, дорогие братия, что в этой, вроде бы, «вежливой» позиции заключено скрытое, и причём, весьма опасное лукáвство.
Давайте разберёмся.
Спóру нет, Госпóдь каждому из нас дал свободу, и пока время нашей жизни ещё не истекло, свобода каждого из нас - в нашей вóле. Но разве всегда нам удаётся воспользоваться своим жизненным выбором совершенно осóзнанно? К сожалению, нет: иногда бывает так, что мы не понимаем тóлком, из чего нам предстоит делать тот или иной выбор. Нам не хватает информации, и поэтому мы не можем сделать обоснованный и правильный выбор.
Так разве плохо, если бы мы постарались помочь другому человеку более глубоко осознать обстоятельства имеющегося у него выбора, в результате чего он сможет воспользоваться своей свободой более правильно, более осмысленно? Или разве мы ограничим этим его свободу?
Если мы постараемся рассказать человеку о вéре Христóвой то, чего он не знает, если мы поможем ему понять, что ожидает его в этой жизни и что - после её окончания, - разве этим мы отнимем у него его свободу, разве лишим его права выбора? Разве кто-либо может обязать его делать только то, что мы ему сказали? Да ничего подобного! Наоборот, именно после более глубокого знакомства с различными возможными вариантами человек только и сможет сделать свой настоящий выбор! Ибо, когда он, зная безбóжную жизнь (поскольку она нас всех окружает), при этом ничего не знает и не имеет никакого представления о жизни христиáнской, он фактически знает только одну из двух возможных сторон, и обоснованного выбора сделать не может. Получается, что перед каждым человеком Бог поставил право выбора, а человек, собственно говоря, и не знает из чего выбирать, потому что он видит подчас только одну половину - безбожную, мирскую жизнь.
Именно поэтому, уважая свободу выбора каждого человека, и именно для того, чтобы человек мог воспользоваться своим выбором с полным сознанием того, между чем и чем он выбирает, - добро будет, если мы постараемся ему рассказать, объяснить что-то о Христé, о вéре в Гóспода, о Святóй Церкви. Именно после этого его выбор станет более осмысленным и более полноценным, хотя, конечно же, нет гарантии, что он прислушается и воспользуется той информацией, теми сведениями, которые мы ему вручили. Это - во-первых.
А во-вторых, как бы мы красиво и витиевато не рассуждали, но сознательное уклонéние от исполнения своей христиáнской обязанности открыто ИСПОВÉДОВАТЬ свою вéру, от этого исповéднического подвига, который завещан нам на страницах Евáнгелия, конечно же, есть грех и непослушáние перед Бóгом, и должно быть опрáвдано.

Это всё я говорю к тому, чтобы мы с вами не старались находить какие-то новые отговорки, дабы уклониться в исполнении нашего христиáнского дóлга - от исповедáния вéры Христóвой пред людьми, окружающими нас. В том и заключается смысл сего христианского подвига, что христианин открыто, без смущения и стыда, готов говорить о своей вéре с невéрующими людьми. И при этом беседовать с подобающей скромностью, не хвалиться своими духóвными пóдвигами (как тот евáнгельский фарисéй), не выставлять себя «всезнайкой», но и не уклоняться от подобных вопросов и разговоров. Поступая так, будем стремиться и в этом исполнять вóлю Бóжию, и тогда мы можем надеяться, что и Сам Госпóдь Исýс Христóс, по Евáнгельскому слову, исповéдует наши имена пред Отцéм Свои́м, и́же на небесéх.

источник: rpso.ru


следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project