протоиерей Евгений Чунин

О наших прошениях к Богу и о надежде на то, что Господь исполнит их

«…женщина Хананéянка… кричала Ему: поми́луй меня, Гóсподи, сын Дави́дов, дочь моя жестоко беснýется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит вслед за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к поги́бшим óвцам дóма Изрáилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Гóсподи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Гóсподи! но и псы едят крохи, которые падают со стола госпóд их. Тогда Исус сказал ей в ответ: “о, женщина! великá вéра твоя; да будет тебе по желанию твоему”. И исцели́лась дочь её в тот час».
[от Матфея 15:22-28]

В строках Святáго Евáнгелия сегодня мы слышали повествование об исцелéнии дочери женщины, принадлежащей к хананéйскому народу (хананéи - потомки Ханаáна внука св. прáведного Ноя, один из народов, населявших в древности Левант и некоторые прилегающие области Сирии, Анатолии и Заиорданья).
Хананéи давно оставили служéние ́и́стинному Бóгу и стали поклоня́ться и́долам, поэтому еврéи, потомки Авраáма, относились к хананéям с презрéнием, как и ко всем другим идолопоклóнникам и язы́чникам, иновéрцам и инорóдцам. И презрéние это всегда я́вственно чувствовалось.

Когда Христóс со своими учениками проходил стрáны Тирские и Сидонские, как обычно, окружённый множеством народа, ученики обратились к нему с просьбой исцели́ть дочь женщины, которая «ужé давно вопиéт вслед нас». То есть, эта женщина ещё издалека, насколько позволял ей её голос, взывáла ко Христý, просила Его поми́ловать их и исцелить её больную дочь. Когда Христóс приостановился, она смогла подойти ближе и, поклонившись Ему, со смирéнием попросить Гóспода о ми́лости.

С тех пор, как Христóс принял Крещёние в водах Иордана и вышел на прóповедь Евáнгелия, почти всегда бывал окружен многочисленной толпой. И это вóвсе не удивительно: многие жители, будучи наслышаны о чудесах и знамениях Христóвых, спешили выйти навстречу, чтобы увидеть Его лично, услышать Его речь.
А разве не так бывает и в наши дни? Представьте себе, как если бы, например, однажды в нашем городе вдруг яви́лся кто-то из известнейших людей и ходил бы по улицам просто так? Я думаю, что, даже и те из нас, кто не особо уважают этого человека, зная, что он сейчас будет проходить по улице под нашим окном, не поленились бы выглянуть из окошка и посмотреть воóчию, а, может быть, даже и вышли бы на улицу? Ну, а если бы мы этого человека глубоко уважали и ценили, наверное, не поленились бы проследовать с ним на соседнюю улицу или проводить на край гóрода? Именно так было и во времена Христóвой прóповеди.

Эта женщина сознавала, что она чужая здесь, среди иудéев, встречающих своего Учителя. Она сознавала, что не принадлежит к этому народу - но, тем не менее, имела надежду, что Христóс поможет и её горю.
И вот, когда она со смирéнием обратилась к Исусу и вы́сказала своё прошéние, Христóс ответил ей словами, которые, как кажется, прозвучали очень жёстко: «Я послан только к поги́бшим óвцам дома Изрáилева» и затем добавил «хорошо ли отнять хлеб у детей и бросить его псам?!».

Казалось бы, женщина услышала страшные, роковы́е для неё слова… Ведь она прекрасно понимала, что в этих словах именно она уподоблена тем самым «псам», для которых хотят отнять хлеб у «детей» - то есть, у чад Бóжиих, у потомков Авраáма, у избрáнного народа иудéйского, к которому Христóс в первую очередь и пришёл. Всё это она прекрасно понимала…
Поставьте - каждый - себя на её место: что бы сделали вы? Услышав в свой адрес подобные слова, любой бы из нас повернулся бы и с горечью удалился, считая, что вопрос решён. Наверное, так могла бы сделать и она. Но эта женщина, со смирéнием приняв слова Христá на свой счёт, не обиделась, не оскорбилась, и даже не возроптáла, а нашла в себе силы смирéнно возразить Христý. И как она возражает! Она вóвсе не спорит, она соглашается, и говорит: «Верно, Гóсподи… Но и псы подбирают крошки, падающие со стола, на котором трапéзничают их господá…».
Вот поразительная глубина смирéния и надежды! Эта женщина, услышав очень жёсткую óтповедь Христá, не обидевшись и не оскорбившись, и более того, - не потеряв своей надежды, продолжает смирéнно просить Христá о ми́лости! По сути, словá её были последними словами в их беседе.
Обратите внимание: она не просила Христá прийти к ней домой или даже помоли́ться за неё, нет! Она верила, что как Он скажет - так и будет. Так и произошло! Услышав столь смирéнный и исполненный надежды ответ этой благочести́вой Хананéянки, Христóс более уже не испытывал её. Он сказал лишь: «О, женщина, великá вéра твоя! Да будет тебе по слову твоему!»
Она получила то, о чём просила, на что надеялась. Она ещё не видела свою излечившуюся в это мгновение дочь, но уже ни минуты не сомневалась в том, что это действительно произошло. Она крепко верила в Гóспода, с этою верою обращалась к Нему - и вот, действительно, всё исполнилось.

Эта женщина подала нам яркий пример глубочайшего смирéния, соединённого с надеждой и верой. Хотя она не относилась к избрáнному иудéйскому народу, была чужой, и, по большому счёту, могла ожидать, что ее не допустят даже и приблизиться ко Христý, и, тем не менее, она имела такую глубокую веру и крепкую надежду, что Госпóдь все-таки услышал её глас.
Произошло чудо, тем более удивительное, что в данном случае исцеления сподóбилась дщерь этой хананéянки, которая, как мы понимаем, тоже была язы́чницей.

Но здесь я оговорюсь: конечно же, язы́чницей она была именно до сегó дня, до своей встречи со Христóм. Вообще, большинство тех, кто были свидетелями чудес Христóвых, слышали Его поучéния и при́тчи, кто имел возможность убедиться в нелóжности Его слов - конечно же, вскоре увéровали в Него, как в своего Спаси́теля и Сына Бóжия, и последовали за Ним.
Эти люди были одними из первых, кто принял Святóе Крещéние от рук Христá и его учеников - апóстолов, кто в последующем и стали Его учениками, первыми христианами. Среди них были не только потомки рода Авраáма - еврéи - но и представители всех других народностей и народов, которые жили вокруг или даже в отдалении. Такой удивительный пример подала эта язы́чница!

Но давайте задумаемся: а мы-то с вами - как просим Бóга? Ведь бывает, всё-таки, что мы Его о чём-то просим, правда? - так как же мы это делаем? Чего при этом ждём? На что надеемся, во что верим?

Обратите внимание, с каким смирéнием Хананéянка просила Гóспода о ми́лости… Ведь и у каждого из нас есть свои грехи и свои слабости, у каждого свои несовершéнства.
Всегда ли мы помним о них, когда обращаемся к Бóгу? И если просим Гóспода о чём-либо таком, что не доступно нашей, человеческой, воле, то не должны ли мы прежде разсудить о том, чего не сделали мы сами из того, что можем и что должны? И всякий ли раз, когда мы обращаемся к Бóгу и о чём-либо Его просим, не забываем ли о своих прегрешéниях?
Если, обращаясь к Гóсподу, мы забудем о своих грехах - возможно, уже одним этим мы создадим препятствие в том, чтобы Госпóдь услышал нас вполнé и исполнил наше прошéние.

Хананéянка просила Бóга, со смирéнием понимая, что перед её прошéнием есть нéкая преграда и, тем не менее, она, всё-таки, имела надежду.
Так же точно и мы должны стараться просить Бóга об исполнении своих желаний, своих чáяний, и при этом мы не имеем права обижаться, если Госпóдь не услышит какую-то нашу просьбу.

А действительно, не бывает ли так, что, обратившись к Гóсподу с какой-то просьбой и не встретив вскóре исполнение своего прошéния, мы готовы оскорби́ться и в душé своей подумать: «Что же, я зря просил? Бог не услышал меня. Бог не внял моему желанию». Мы можем оскорбиться, потерять веру, и даже возроптáть...

А ведь на самом деле, дорогие брáтья, Бог слышит каждого из нас. И даже тогда, когда не выполняет наши просьбы, - всё равно, слышит. И даже тогда, когда мы, может быть, вóвсе и не обращаемся к Бóгу - даже и тогда Бог слышит нас!

Вот мы просто идём по улице, погружённые в свои мысли и размышляем о чём-то. Или беседуем с другими людьми. Или мечтаем. Всё это Бог слышит и всё это Бог знает.

Прошéния же наши Госпóдь исполняет не всегда и не сразу - вóвсе не потому, что не слышит нас, а потому что мы не всегда просим о том, что нам (или другим - за кого мы просим) полезно и нужно.
Да-да, часто бывает именно так. Нам чего-то очень хочется, но какой будет от нашего желания итог - мы, ведь, не знаем! Мы просим Бóга о чём-то, а Он, предвидя, не исполняет нашу просьбу, чтобы она не принесла нам вред… И разве это даёт повод обижаться и роптáть?

Некая девица, к примеру, мечтает о понравившемся ей молодом человеке: такой, вроде, красивый, милый, хороший, ну, прямо, подходит по всем статьям. «Вот бы было хорошо, если бы он сделал мне предложение, да, глядишь, поженились бы…».
И вот, она уже готова к Бóгу обращаться со своими грёзами: «Гóсподи, ну почему он на меня не обращает внимания? Прошу тебя: соедини нас в христианском брáке!» В её сознании всё представляется в розовом свете, все блáгостно, всё хорошо, она просит Гóспода об исполнении своей неви́нной просьбы, полагáя, что именно в этом её счастье. А Госпóдь, может быть, не исполняет её прошéние…
Почему же так получается? Девушка, может, и усéрдно обращается к Бóгу, а всё - напрасно: ничего не складывается… Но ведь так происходит не потому, что Бог её не услышал, нет и даже вóвсе наоборот: именно в том, что Бог не исполняет её прошéние, как раз, и проявляется к ней ми́лость Бóжия! Почему, спросите вы? Да потому, что Госпóдь каждого из нас лучше знает, кто мы есть, наперёд знает, что будет с каждым из нас.
Госпóдь знает, например, за тем молодым человеком какие-то тайные слабости и порóки, которые могли бы обрати́ть будущую семейную жизнь в сýщий кошмар, потому и не исполняет просьбу девушки - тем самым избавляя её от будущего несчастья.

Когда мы просим о чём-либо Бóга, должны всегда иметь смирéние перед волей Бóжией, сознавая, что Госпóдь видит всё сверху несравнéнно лучше нас. И если что-то подаёт и что-то, может быть, не подаёт нам, мы должны всё - и то, и другое принимать со смирéнием, вéруя, что именно это для нас лучше, правильнее и так проявляет себя воля Бóжия. Тем не менее, всё равно, не терять надежду и обращаться к Бóгу и просить Его.
Но просить надо, в первую очередь, не о каких-то мелочах и нуждах сиюминýтной знáчимости, а, конечно, в первую очередь о вещах и делах судьбонóсных. Это - именно то, о чём можно без стыда обращаться к Бóгу.

Итак, дорогие брáтья, когда мы имеем желание обратиться к Бóгу, давайте будем обращаться к Нему, в первую очередь, с покая́нным осознáнием своих несовершéнств.

Да, конечно, мы имеем в чём-то нужду, и, возможно, даже не в чём-то одном? Да, мы знаем, что во власти Бóжией соверши́ть всё - любое чудо - и избáвить нас от тех или ины́х проблем. Но при этом мы не знаем, будет ли это нам на пользу.
Мы не знаем, что Госпóдь усматривает для нас, что нам готовит. Поэтому, дорогие брáтья, давайте будем моли́ться Бóгу со смирéнием и сокрушéнием сердéчным, вспоминая свои грехи и стремясь исправить свою жизнь - это самое главное, чего надо желать и в чём просить помощи Бóжией. А если придётся просить и о чём-то конкретном - что же, давайте постаремся сохранять смирéнную готовность принять не только именно то, о чём мы просили, но, может быть, даже и обрáтное томý - и при этом будем верить, что, посылая нам то или другое, Госпóдь вóвсе не отворачивается от нас, и Его ми́лость к нам не иссякáет.
И если даже нам иногда приходится принимать не то, чего мы желали, - даже и тогда мы мы должны принять посылаемое Бóгом со смирéнием и вéрою в то, что это есть самое нужное нам, - раз уж так распорядился Госпóдь, а Он не ошибается. И так, приняв волю Бóжию как факт, со смирéнием и надеждой на Его помощь, будем продолжать моли́ться Бóгу и верить Ему. Моли́ться со смирéнием, сокрушéнием сердéчным, прося Его о помощи и заступлéнии нас от всяких наших бед и напáстей - так , как это умела сделать в древности Хананéянка.

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project