протоиерей Евгений Чунин

О покаянии во грехах

Самое главное и, по сути, единственное, что необходимо каждому человеку, чтобы заслужить своё место в Цáрствии Бóжием - это получить прощéние грехов. А прощéние это никому не достанется само собой и просто так.

Не надо думать, что мы, даже стараясь жить правильно и «по-хорошему», легко сделаемся настолько благочести́вы, что по своей прáведности сможем заслуженно претендовать на «законное» место в Цáрствии Небéсном. На самом деле, даже мáлые грехи - те, которые мы не замечаем и считаем пустяковыми, - весьма тяжелы́, ибо и они произошли не без нашей вины. И даже «мáлых», их так много подчас накапливается в течение нашей жизни, что их греховная тяжесть уже вполне достаточна, чтобы лишить любого человека Цáрствия Бóжия... Ибо, по совести, нет нам оправдания в наших грехах, даже если они и малы.

Так как же нам тогда можно спастись?
Только по милосéрдию и благодáти Бóжией! И не по нашей иллюзорной «прáведности», а только через наше искреннее покая́ние в грехах, которые мы должны понимать и осознавать. Вот когда мы, осознав свои грехóвные преступления, поймём, почувствуем, насколько виновны пред Бóгом, когда прибéгнем к покая́нию, только тогда мы можем надеяться на прощéние грехов и примирение с Бóгом.
Но для этого требуется наше добровольное осознание своих грехов, наше искреннее исповедáние их - в Церкви, во время тáинства Исповеди. Вот почему вся православная церковная традиция основана именно на этом.

Всякий человек, именующий себя христиани́ном, должен непременно иметь духóвного отцá - того священника, к которому он регулярно приходит на покаяние (не реже, чем раз в год), который является свидетелем его жизни, у которого он, в случае необходимости, испрашивает совета, как ему поступить в той или иной ответственной ситуации, и в лице которого он имеет пред Бóгом моли́твенника и посредника в отношениях с Гóсподом.
Когда приходит скорбная минута смерти, - а к каждому из нас она когда-то придёт, - то именно духóвный отéц престáвленного совершает над ним погребéние. Именно духóвный отéц мóлит Гóспода о прощении всех грехов умершего, ибо он - свидетель жизни этого человека, его борьбы со своими грехами, и его покая́ния - как он просил у Бóга прощения.
Человек, который в жизни своей не спешит покáяться в грехах, рискует смертельно. Церковное предáние свидетельствует о том, что любой человек, умерший без покая́ния (т. е., не кáявшийся в своих грехах в церковном тáинстве и́споведи), наследует мýку вéчную - вне зависимости от того, как он жил. И это, поистине, страшно. Но ещё более страшно то, что сегодня многие из нас этого не понимают и даже не хотят понимать.

Сегодня многие по привычке называют себя христианами, но при этом даже не имеют представления о том, что такое и́споведь и в чём, собственно, каждому из нас надо кáяться. «Да мы не грешим: не воруем, не убиваем...». Так, к примеру, говорят многие. Что, - действительно, не воруем, не убиваем? Так ли? К сожалению, даже и в этом утверждении мы под час окажемся неправы. «Не воруем»... Что, совершенно никогда и ни разу? А если задуматься, обратить внимание на разные стороны нашей жизни, вспомнить прошедшие годá - может, и действительно, не стóит так уж строго это утверждать. Где-то, в чём-то, каким-то образом, не напрямую... а поэтому уж и не стóит утверждать свою совершенную неповинность.
А уж то, что мы «не убиваем», при всей мнимой очевидности этого тезиса - это и тем более под вопросом, потому что, например, много ли сегодня найдётся таких женщин, кто за свою жизнь не совершил ни одного аборта? Или мужчин, кто ни разу не давал своего согласия на подобное преступление?
И оказывается, что наше мнимое самоуспокоéние, когда мы считаем, что уж «у нас с Бóгом всё в порядке», - даже и оно нас жестоко обманывает! И это - только при упоминании о двух грехах, при том, что о других грехах мы даже не говорили!
И в итоге мы вынуждены признать, что, вопреки расхожему убеждению, на каждом из нас лежит немáлая тяжесть вины за совершенные нами грехи. И тяжесть эта столь великá, что если мы не станем искренне и со слезами просить прощения за свои грехи, то нам нет никакой надежды на спасéние. А человеческая жизнь - как ни длинна, всё же ограничена, и мы не знаем - когда именно наступит наш последний час. Да, мы планируем жить, но... Вот потому церковный закон повелевает каждому верующему исповéдоваться в своих грехах, по крайней мере, ежегодно. Для более действенной борьбы с духóвными недугами, и для избежания страшной современной беды - «внезапной смерти без покая́ния».

Вообще, сегодня про многих умерших или погибших могут сказать: «Он же не собирался умирать». Да и кто из нас сегодня собирается умирать? Но только никто из живущих на земле не избежал, да и не избежит этой общечеловеческой ýчасти. А когда человек долгие годы живёт без покая́ния и в этом гóрестном состоянии встречает свою кончи́ну, то в таком случае по церковному закону погребéние над усóпшим не совершается.
Почему? Судите сами.
Погребéние должен совершать священник, и не какой-то иной, а именно духóвный отéц покóйного. А кто может быть назван духóвным отцóм человека, никогда не бывавшего на и́споведи???
Далее. В погребáльных моли́твах священник мóлит Бóга о прощéнии грехов - тех именно, в которых усóпший ранее раскáивался на и́споведи. А если человек совершенно никогда не раскáивался, а, может, даже и не признавал за собою грехов - в чём же просить у Гóспода ему прощéния?
И вот, в силу перечисленных обстоятельств погребéние нераскáянного грéшника теряет всякий христианский смысл и становится ложью. Но Госпóдь не нуждается во лживых священнодéйствиях, и именно поэтому в подобном случае погребение не совершается. Таков церковный закон, суровый и справедливый.

Но чаще всего получается так, что кто-то из нашей братии «вроде бы» не отступает от Бóга, но «только» не приходит в Церковь, не молится, не соблюдает постóв, не сознаёт своих грехов и не кáется в них... И так - постепенно - он всё дальше и дальше удаляется от нормального христианского состояния, всё дальше и дальше отступает и от Бóга, и от Церкви... И при этом не сознаёт, не замечает этого, покуда не придёт страшный час смерти.
Но если бы мы стали почаще приходить в святóй храм, мы непременно услышали бы, осознали бы, что наше духóвное состояние вóвсе не является спокойным и благополучным. И тогда уже мы смогли бы как-то изменить свою жизнь, чтобы привести её в соответствие с христианским законом. Но в том-то и беда наша, что, усвоив себе некие преврáтные понятия о христианском житии́, мы, однако же, остаёмся твёрдо уверены в их дéйственности. И совершенно не стремимся задаться столь важными для нашей души вопросами: «А правильно ли я вéрую? Правильно ли понимаю свои христианские обязанности? Всё ли делаю для спасения своей души́?»

Дорогие братие и сéстры! Я отечески призываю всех - и каждого из вас - на покая́ние, ибо нет иного пути ко спасéнию, иного способа войти в Цáрство Бóжие. Не станем искать лукáвых отговорок, поскольку они не помогут нам перед Бóгом. Не станем напрасно медлить с этим делом, ибо слишком горькими бывают плоды нашего промедления. И, думая, будто у нас ещё остаётся время, мы можем горько ошибиться.

Только искреннее покаяние во грехах и усердные труды по исправлению своего жития открывают нам дорогу в Цáрство Бóжие!

28 сентября 2006 года

источник: rpso.ru
дано в рассылке


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project