протоиерей Евгений Чунин

Об уверении апостола Фомы и о нашей вере в Бога

В следующее воскресенье после Пáсхи Святáя Цéрковь вспоминает весьмá поучительную евáнгельскую историю о том, как один из учеников Христóвых - Фомá - не поверил своим собрáтьям, которые рáнее негó узнали о воскресéнии Гóспода из мéртвых.

Когда другие ученики сообщили эту рáдостную весть Фомé, он ответил им решительно и жёстко: «Пока я сам не увижу своими глазами Его я́звы, пока я не проверю своими руками эти раны на Его теле - до тех пор не поверю в Его воскресéние».
Услышав такой ответ, ученики смути́лись: им показалось, что Фомá произнёс словá весьмá дéрзкие и, к тому же, он не поверил им всем…

Но вот, по прошéствии семи́ дней ученики снова собрались на моли́тве - как обычно, за закрытыми дверями, поскольку опасались иудéев; теперь с ними был и Фомá. И вдруг, как и неделей раньше, среди них неожиданно появился Христóс - появился так, словно бы всё время тут и был. Двери никто не открывал, никто не стучался, не входил и не выходил…
Когда ученики увидели Его среди себя - замерли в безмолвном изумлéнии, а Христóс тем временем обратился к Фомé и сказал: «Подойди ко мне, и протяни твою руку, и испытай те раны и те я́звы, которые есть на Моём теле!»
Казалось бы, вот радость: это - то сáмое, чего Фомá желал? Однако теперь, взирáя на предстоя́щего перед ним Христá и слыша Его речь, обращённую к себе, Фомá ужé не чувствовал никакой нужды испытывать своими руками Его я́звы; теперь всякие сомнения окончательно оставляют Фомý, и он падает ниц перед своим Учителем со словами «Ты Госпóдь и Бог мой!». И Госпóдь, прозорли́во увéривший Фоминó невéрие, не осуждает своего ученика за такую дéрзость, но лишь лёгкий упрёк звучит в Его словах: «Ты увидел и повéровал, однако блажéни те, которые не видят и вéруют».

Эти слова Христá, сказанные в назидание усомни́вшемуся ученику, являются, по сути, прорóческими и очень важными для всех нас. О ком здесь говорит Христóс, что они «не видят и вéруют»? Конечно, это - мы с вами, дорогие брáтие!
Мы сегодня и по времени на две с лишним тысячи лет отделены от тех событий, и по расстоянию на многие тысячи километров удалены от Иерусалима и тех мест, где всё это происходило. В силу этого, нам с вами сегодня вóвсе не так просто, как Фомé, искать очевидного убеждения в действительности всех описываемых в Евáнгелии событий.
Но значит ли это, что сегодня убеди́ться в и́стинности Христóва учéния невозможно? Значит ли, что мы не должны, не можем вéровать в Гóспода? Конечно же, - нет, дорогие брáтие!

Как в своё время апóстолу Фомé, так сегодня и нам Госпóдь различными путями предоставляет возможность узнать, увéриться и убеди́ться в том, что является важным из вопросов нашей духóвной жизни.
Госпóдь всегда подаёт нам возможность узнать истину и убеди́ться ней - если и не воóчию, как Фомé, то каким-то другим óбразом, но в любом случае - достаточно основательно.
Любые вопросы, представляющие для нас какие-то сомнения, и сегодня могут быть исследованы и уяснены́ - лишь бы мы только этого по-настоящему захотели! Это тем более очевидно в наше время, когда во всём мире ужé издано и продолжает издаваться огромное количество христианской литературы, когда почти при каждом храме есть библиотека и сайт в Интернете, когда издаются церкóвные газеты, в которых мы можем найти необходимые нам крупицы духóвных знаний.

Но почему же, всё-таки, сегодня кто-то ещё не верит в Бóга?

Ответ здесь может быть только один: потому, что этот человек не хочет принять Гóспода в свою дýшу, не желает увéрить себя в этом, и не стремится разреши́ть свои сомнения…

Вспоминая апóстола Фомý, мы должны взять себе в пример, прежде всего, не самó то его сомнение, которое он так поспéшно и дéрзко высказал вначале, а ту его горячую убеждённость, которую он вынес из этого случая и сохранял всю свою жизнь. Известно, что все последующие жизненные пути апóстола были отмечены его сугýбой убеждённостью, особенной крéпостью веры - такой, которой обладали даже не все прóчие ученики.
То слово, с которым Госпóдь обратился к апóстолу Фомé для его уверéния, послужило ему убеждением в и́стинности Христóва учéния на всю его жизнь. Фомá не был «невéрующим», как его иногда называют, - он просто хотел твёрдо знать, он стремился приобрести убеждённость, и он обрёл то, чего желал - и сделался пои́стине несгибаемым столпóм Христóвой вéры.

Сегодня очень многие люди ссылаются на то, что они в чём-то «не убедились»… Кто-то не доверяет дослóвному содержанию Би́блии, кто-то сомневается в реальности отдельных сюжетов из этой Божéственной книги, для кого-то не очевидны те уроки, которые Спаси́тель повествýет народу в евáнгельских при́тчах и поучéниях, а кто-то вообще не считает себя потомком Адáма…

И каждый такой сомневающийся, как правило, выставляет свои сомнения как нéкую причину, которая, я́кобы, оправдывает его равнодушие к своей духóвной жизни.
Один скажет так: «я сомневаюсь, и поэтому не молюсь Бóгу», а другой - «я не уверен в том-то и том-то, и поэтому не хожу в храм», третий - «я не понимаю, как могло произойти то или другое, и поэтому не беру в руки книг на церкóвные темы»… И многим подобные отговорки кажутся вполнé естественными и убедительными: мол, «раз мы не понимаем, то и делать ничего не будем». И разсуждая так, - подчас долгое время продолжают «не понимать» и «сомневаться»...

Почему же так? Почему Госпóдь не поможет этим людям развéять их сомнéния?

Но обратите внимание: как поступал сам апóстол Фомá, когда он усомни́лся в воскресéнии Христóвом? Даже и сомневаясь, он вóвсе не прекратил моли́ться Бóгу, да и само чудо его уверéния произошло именно во время моли́твы, когда все ученики Христóвы, собравшись в закрытой гóрнице, пребывали в моли́тве. Разве это - маловажная деталь?
А если бы Фомá, усомни́вшись, перестал моли́ться с прочими апóстолами, или вообще не захотел бы войти в ту гóрницу, где его затем и встретил Христóс, - разве не он сам в этом случае оказался бы виновником своего продолжающегося невéрия?! Это важно учéсть.

Так как же поступать нам, когда мы в чём-то не уверены, чего-то не понимаем, разные сомнения терзáют нашу дýшу? Да и вообще, почему наше незнание или неуверенность в духóвных вопросах являются поводом для того, чтобы ничего не делать для своего уверéния? Почему в других, гораздо мéнее знáчимых примерах и случаях нашей жизни, мы поступаем совсем по-другому?
Например, мы готовимся к важному экзамену - и осознаём, что чего-то ещё не знаем. Разве мы не станем сами напряжённо искать необходимую нам информацию, которая может потребоваться на экзамене? Да и в любом случае, если мы в чём-то не уверены и чувствуем постребность в знаниях, разве не станем сами искать и копаться, чтобы поскорее разобраться и найти ответ? Так почему же в самом главном вопросе нашей жизни - вопросе выбора религиозных убеждений и осознания своего жизненного пути - мнóгие из нас нарушают это очевидное и такое понятное правило и остаются в пáгубном равнодýшии, как будто речь даже вóвсе и не о них?
Это тем более печально, что в деле выбора нами пути́ спасéния Сам Госпóдь, принесший Себя в жертву рáди всего человечества, всегда спешит навстречу каждому, кто пытается искать истину. И только наше собственное равнодýшие может помешать нам познáть ту Истину, рáди которой Христóс и пришёл в мир…

Но если кто-то обрати́тся к Бóгу со смирéнным прошéнием о познáнии Истины, то Сам Госпóдь поможет этому человеку развéять его сомнения, укрепи́ть его веру, настáвить в прáведном житии́ - так же, как Он сделал это в отношении апóстола Фомы́.
Может, это будет не настолько я́вственно, как в нынешнем евáнгельском сюжете, может, не так быстро произойдет - но, однако, такое уяснéние непремéнно произойдёт и будет вполнé достаточным для обретения нами убеждённости.

И потому, дорогие брáтие, в первую очередь мы должны прилагáть труд и искать ответы на наши вопросы - искать их посрéдством моли́твы, чтения, духóвных собесéдований со знающими людьми - и верить, что Госпóдь непремéнно поможет нам развéять любые сомнéния и убеди́ть себя.

Вообще, многие вещи, которые когда-либо были кому-то непонятны, сегодня ужé вполнé подробно исследованы, растолкованы и разъяснены - или святы́ми отцáми в их душеполéзных творéниях, или учёными - в различных научных исследованиях.
Но если мы не берём в свои руки духóвных книг, если нам скучно или «неинтересно» знакомиться с научными работами на интересующие нас темы, то скажите: в каких же сомнениях мы сможем найти для себя ответы, в чём сможем убеди́ться, если те книги, в которых содéржатся эти ответы, мы не стремимся раскрыть и пости́гнуть для себя их содержание?

А нéкоторые, бывает, говорят и так: «Да, это хорошо, но только я очень занят, и мне нéкогда читать душеполéзную литературу…». Но при этом некоторые из нас каждый день смотрят телевизор, или читают развлекательную литературу, вся́кие романы и рассказики, чтобы «голову разгрузить»... И - «нет времени»?
Но на самом-то деле, время у нас есть, просто мы направляем его вóвсе не на то, что нам нужно. Так не будем же удивляться, что в этом случае и сомнения наши будут долго оставаться с нами! Наши незнания, непонимания в течение долгих лет будут преследовать нас, а следствием этого будут и многие наши грехи, которые мы можем соверши́ть и по маловéрию, и по незнанию, и по непониманию.
К сожалению, тот факт, что мы привыкли себя оправдывать своим незнанием и непониманием - это наш ещё один горький самообман. Вóвсе не то - беда, что мы чего-то не знаем, а то беда, что мы, по совести говоря, и не хотим это знать. Мы могли бы познáть, могли бы убеди́ться, - да не желаем этого…

Конечно, каждый из нас мнóгого не знает (да и невозможно отдельному человеку знать всего), ибо всевéдущ только один Бог. Но любой человек должен стремиться приобретать необходимые ему знания, и в первую очередь те, которые важны для нашего христианского жития́, для того, чтобы нам случайно, по ошибке, по незнанию не совершить каких-то грехов, не лишить себя Цáрства Бóжия. Эти знания, по сути дела, для нас наиболее важны и необходимы.
И если мы ощущаем, что чего-то не знаем или не понимаем, в чём-то сомневаемся, - давайте будем стараться разрешать свои сомнения, укрепля́ть свои познáния, обращаясь за помощью в этом деле к Самомý Бóгу, стремясь узнать и убеди́ться в том, что важно для нас.

Самое главное - это не оставаться равнодушными, найти силы и время для уяснéния важнéйших и́стин, чтобы наша жизнь была подкреплена познáниями, и́бо вера христианская не только не противоречит знаниям, но подкрепляется ими и опирается на них.

Поэтому, дорогие брáтие, имея на памяти пример апóстола Фомы́, который искренне сомневался, но позже, убеди́вшись, ещё бóлее искренне и крепко увéровал, давайте постараемся не смущáться своих незнаний или сомнений, но, как апóстол Фомá, обрати́мся к Гóсподу с искренним желанием найти разрешение наших сомнений, укрепи́ть нашу веру, приобрести необходимые познания.
И будем верить, что Госпóдь непремéнно подаст нам то, что мы у Него просим - для нашей духóвной пользы.

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project