протоиерей Евгений Чунин

Заповеди блаженства

«Блажéнны нищие духом, ибо их есть Царство Небéсное.
Блажéнны плачущие, ибо они утéшатся.
Блажéнны крóткие, ибо они наследуют землю.
Блажéнны áлчущие и жáждущие правды, ибо они насы́тятся.
Блажéнны ми́лостивые, ибо они поми́лованы будут.
Блажéнны чистые сердцем, ибо они Бога ýзрят.
Блажéнны миротвóрцы, ибо они будут наречены сынáми Бóжиими.
Блажéнны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небéсное.
Блажéнны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески непрáведно злослóвить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо великá ваша награда на небесах.»
[Евангелие от Матфея 5:3-12]

Каждый раз во время богослужéния мы воспевáем т. н. «Блажéнны», в которых вспоминаем Евáнгельские зáповеди блажéнства - слова Спаси́теля, сказанные им во время Нагóрной прóповеди.
Таким образом, в каждом богослужéнии евáнгельские «блажéнства» напоминаются нам, дáбы мы стремились следовать этому призыву Спаси́теля и старались сами сподобиться стать блажéнными.

«Блажéни нищие духом, я́ко тех есть Царство Небéсное!» - говорит Госпóдь. Кто же такие «нищие духом»? Есть разные объяснения.
Это, прежде всего, те, которые не возносятся, не возвышаются над другими, не гордятся, те, которые смирéнно в скромности проводят свою жизнь, считают себя простыми людьми, не лучше и не важнее других. Госпóдь говорит, что таковы́е простые люди - нищие духом, и их есть Царство Небéсное - пои́стине, чего бóльшего желать каждому из нас!

«Блажéни плачущии, я́ко тии́ утéшатся». Почему же здесь говорится о плаче? Значит ли это, что нам надо специально плакать, и к тому же особенно учиться этому? Нет, дорогие братие, это не о том.
В жизни нашей часто бывает так, что нам встречаются то горести, то болезни, то другие переживания и печали, которые нам нелегко бывает преодолеть. И тогда мы скорби́м и, бывает, даже плачем, если особенно тяжело переживаем или не видим выхода. И если это добрый, искренний плач, то Госпóдь говорит нам: «Блажéни плачущи, я́ко тии́ утешатся».
Госпóдь возвещáет нам, что каждый, кто здесь плачет, будет утéшен в Царстве Бóжием.

«Блажéни крóтции, я́ко тии́ наслéдят землю». Крóтость - это одна из добродéтелей человеческих, христианских. Причём, добродéтель весьма важная, и мы, христиане, должны стремиться к тому, чтобы эта добродéтель была нам присуща. Чтобы наше сердце не предавалось гóрдым размышлениям, чтобы мы всегда были крóткими в своём обращении как с нашими близкими, так и с совершенно незнакомыми нам людьми.
Вообще, соблюдать крóтость в отношении со своими родными часто бывает труднее всего. Но если даже мы и услышим что-то неприятное, несправедливое в свой адрес, то и тогда мы не должны отвечать на это дéрзко, не должны сказать никакого злого слóва в ответ, и даже никого не осуди́ть. Вот какие проявления имеет крóтость.

«Блажéни áлчущие и жáждущие правды, я́ко тии́ насы́тятся». В жизни нам часто не хватает правды. Не потому, что мы её не любим или не хотим знать, а потому, что мы все - люди и чего-то не понимаем, чего-то нам просто не данó понять. Тем не менее, бывают вещи, в которых надо разобраться; и хорошо, если мы будем искренне желать знать правду.
Вот поэтому и говорит здесь Госпóдь: «Блажéни áлчущие и жаждущие правды», то есть, блажéни те, которые стремятся постичь настоящую правду, без обмана, без прикрас, без преувеличений, без каких-либо искажений.
Стремление к правде, последовательное и строгое желание найти её и, найдя, сохранять её - это как раз то, что всегда отличало наших дéдов и прáдедов, хранителей дрéвнего благочéстия. Они берегли правду веры в первую очередь, и в жизни своей старались не лукáвить, а жить по правде.
Бывает, мы что-то хотим понять для пользы, что-то нужное, что-то важное. Тогда надо обратиться к Богу с этой своей мыслью, с этим желанием, с этой мольбóй: «Господи, помоги мне пости́чь ту или иную вещь, то или инóе понятие, пости́чь правильно, так, как оно на сáмом деле есть». И рано или поздно, Госпóдь поможет нам эту правду осознáть и уясни́ть.

«Блажéни ми́лостивии, я́ко тии́ поми́ловани будут». Госпóдь призывает нас к ми́лости, и этот призыв много раз встречается на страницах Святаго Евáнгелия. Всё христианское учение пронизано милосéрдием и любовью, и Госпóдь ждёт от нас ми́лости и заботы о своих близких.
А кто же «наши близкие»? По-сути, всякий человек, который мог бы нуждаться в нашей помощи, может быть назван нашим близким. И хорошо мы поступим, если не будем уклоняться от подобной возможности, а, наоборот, приложим старание и постараемся помочь этому, пусть даже совсем незнакомому нам человеку.
Сегодня в мире вообще очень много жестокости; зачастую люди поступают, исходя единственно из своего эгоизма, стремясь любыми способами достичь исполнения своих при́хотей, и при этом идут к своей цели, óбразно выражаясь, даже и по головам других людей. Поистине, это весьма далеко отстои́т не только от христианства, но даже и от самой обыкновенной человеческой гуманности.
Мы знаем, что Госпóдь говорил своим апóстолам: «Я посылаю вас как áгнцев посреди́ волков». Он благослови́л их на прóповедь Евáнгелия, зная, что они будут беззащитны, что они будут претерпевáть многие лишения, гонéния и мучéния, что многие из них - да почти все! - в конце концов будут преданы смерти. Тем не менее, прóповедь Христóва Евáнгелия, будучи основана на любви, добре и милосéрдии, не может сочетаться ни с какой злобой, ни с какой нéнавистью, и ни с чем другим, подобным томý.
Поэтому и мы, как ученики Христóвы, - правда, может быть, слабые, и, наверняка, грéшные, но всё-таки называющие себя христианами - мы должны стремиться идти за Гóсподом по пути добродéтели и незлóбия и учиться поступать так всю свою жизнь. Ибо именно делами милосéрдия, в бóльшей степени, чем какими-то другими поступками, мы сможем засвидетельствовать перед Богом и людьми свою веру во Христá, да к тому же ещё - возможно, даже искупи́ть какие-то свои грехи.
Если же в ответ на нашу доброту и заботу мы не услышим даже и доброго слова, - пусть это нас не смущает, ибо чем меньше благодарности встретим мы на земле, тем бóльшую награду получим от Бога. Как говорили иногда старики: «Если ты совершил доброе дело и ничего злого не получил в ответ, то ты его сделал наполовину напрáсно». Тем самым говорится о том, чтобы мы были готовы в ответ на наше добро встретить, может быть, и укóр, и непонимание, чью-то рéвность и недоброе отношение. Важно, чтобы нас это не остановило и не смути́ло, ибо мы должны твори́ть добро, считая это своей главнейшей христианской обязанностью.

«Блажéни чистии сердцем, я́ко тии́ Бога ýзрят». Вот, мы с вами называем себя христианами, и, значит, стремимся соблюдать зáповеди, стараемся сколько-то помоли́ться и, конечно же, каждый в душé своей хранит память о Боге. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что, действительно, в наших мыслях Госпóдь, и в нашем сердце и в наших действиях - так же Госпóдь?
Для того, чтобы это было так, мы должны, в первую очередь, соблюдать чистоту своего сердца, избегать лукáвства, обмана и самообмана, стараться со всеми быть открытыми и добрыми, и тогда Госпóдь откроется нам, и мы сможем без труда понять и уразумéть те высокие Евáнгельские истины, которые остаются подчас недоступны людям, не соблюдающим своего сердца в чистоте и простоте.

«Блажéни изгнании правды рáди, я́ко тех есть Царство Небéсное». Что такое - изгнáние за правду? Сегодня, возможно, это нам не очень знакомо, ибо сейчас нас, слава Богу, никто не гонит, все мы живем более-менее спокойно. Но мы можем вспомнить наших дéдов и прáдедов, тех, кто рáди правды Бóжией был изгнан со своих мест, кто подчас был в тюрьмы и острóги посажен только лишь за то, что стремился следовать правде и свидетельствовать о ней.
Но возможно, подобные времена ещё придут в будущем, и нам надо быть к этому готовыми. Прорóчества свидетельствуют, что христианам ещё придётся претерпевáть изгнáние за правду; возможно, даже и кто-нибудь из нас с вами доживет до этих скóрбных времён. Поэтому мы должны быть готовы свидетельствовать о нашей вере, о правде Бóжией, и не бояться никаких угроз или гонéний рáди правды Бóжией.
Если мы когда-то почувствуем, что слово правды может нам дорого стóить, - пусть будет как будет, пусть даже мы и пострадаем, но зато таким людям Сам Госпóдь помогает, зато изгнанным за правду Он уготóвил Своё Небéсное Царство.

«Блажéни éсте, егдá понóсят вам и изженут вы и рекýт всяк зол глагол, на вы лжýще Менé рáди». Часто так бывает, что люди вéрующие, стремящиеся жить по правде, претерпевáют различные неприятности, злослóвия, укори́зны (иногда - и от «своих», от близких!) и, конечно, это печалит вдвойне.
Но Госпóдь говорит нам о том, чтобы мы не огорчались и не скорбéли, ибо всякий раз, когда за добрые делá мы претерпевáем какое-то поношéние, - это и есть наш путь ко блажéнству.

Сказав это всё, Госпóдь утверждает: «Рáдуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ваша мнóга на небесéх». Пои́стине, простые, известные нам и глубокие слова.
Мы знаем, что многими скорбями подобает нам войти в Царство Небéсное. И всю свою жизнь так или иначе мы встречаем какие-то скóрби и переживания. Редко бывает, что мы испытываем совершéнную радость и живём вполне благополýчно, так, что нам даже нé о чем переживать.
Мы должны стремиться быть совершенными, прощать других, твори́ть добро и делá милосéрдия и быть готовыми претерпéть зло, укори́зны, оскорбления, обиды - всё, что угодно. И при этом не отвечать зло, резко или дéрзко - даже тогда, когда люди несправедливо нас в чём-то обвиняют, даже и тогда мы не должны возвышаться над ними, но нужно общаться с ними с любовью и крóтостью.

А ведь бывает так, что кто-то, думая, что он твёрдо стоит в правде и благочéстии, однажды попадает в такое положение, когда в результате малейшего конфликта не может претерпéть каких-либо замечаний в свой адрес. И вместо милосéрдия, крóтости и смирéния, вдруг в душе этого человека вспыхивает негодовáние, возмущение, ему кажется, что собеседник в корне неправ, что ему надо «всё объяснить» - прямо сейчас, и тут же добиться его покая́ния.
Но, если кого-то из нас хотя бы иногда посещают такие настроения, то это, дорогие мои, обман и прéлесть диáвольская, а вóвсе не высота нашего духóвного пóдвига.
Вспомните, как моли́лись фарисéй и мытáрь! Фарисéй, войдя в храм и встав на открытом месте, обращался к Богу с высокомерной благодарностью за то, что сотворён не таким, как прочие человеки, или даже как вот тот мытáрь. А мытáрь, ни на кого не глядя, усéрдно моли́лся и, бия́ себя в грудь, шёпотом взывáл к Гóсподу словами, исполненными и́стинного смирéния: «Бóже, ми́лостив бýди мне грéшному!». И его молитва была более угóдна Гóсподу, именно смирéние мытаря́ заслужило оправдáние пред Богом.

Поэтому, дорогие брáтие, давайте постараемся следовать этому призыву Гóспода, призыву быть блажéнными в чистоте сердца, смирéнии, милосéрдии, и во всём этом стремиться уподобляться Отцý нашему Небéсному, Который ужé заранее говорит нам, что если мы будем поступать согласно Его воле, то мзда наша будет мнóга на небесéх.

источник: rpso.ru


← … предыдущая  •  следующая … →

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project