святитель Григорий Палама

Беседа
на всеблаженное Успение Пренепорочной Владычицы нашей
Богородицы и присно Дéвы Марии

Настоящее моё слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спаси́тельное слово достигло вашего Боголюби́вого слуха и, таким óбразом, напитало ваши дýши; но и потому, что мне весьмá необходимо, совместно с похвалáми в церкви, излагáть величие Приснодéвы и Богомáтери.
И как желание, бýдучи удвóенным против обыкновенного, побуждáет и склоняет, так и неизбежная необходимость вынуждáет; хотя слово не может пости́гнуть того, что выше всяких слов, подобно тому как глаз не может при́стально взирать на солнце. А поскольку не свóйственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богомáтери дóлжно освящáть по преимуществу песнопéниями.

Если «честна смерть преподóбных» [Пс. 115:6], и «память прáведнаго с похвалáми» [Притч. 10:7], то насколько бóлее - память Святéйшей святы́х, чрез Которую - вся́кое освящéние святы́м, - память Приснодéвы и Богомáтери, которую нам прили́чно сотвори́ть с величайшими благохвалéниями?
Мы ны́не прálзднественно твори́м святóе Успéние, или преставлéние, чрез которое Умáленная на крáткое время пред Áнгелами, превзошлá без сравнения Áнгелов и Архáнгелов, и сýщие над ними преми́рные Силы, Своей близостию к Богу и от вéка предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами. И́бо рáди Неё были предречéния Богодухновéнных прорóков, чудотворéния, предуказáвшие на вели́кое чудо вселéнной - Сию́ Приснодéву и Богомáтерь; установлéния Дýха, разнообрáзно прообразовавшие будущую действительность; обетовáния о рождении Имеющей родить безсеменно Рождаемого от Бога Отца превéчно...

* * *

Царь вся́ческих возжелáл таинственной красоты Приснодéвы, как предрёк Давыд, и в Неё вселилась воплотившаяся Сила Всевы́шнего не чрез мрак и огонь, как Богодухновéнному Моисею, и не посрéдством бури и облаков, как прорóку Илии яви́ла Своё присутствие; а непосредственно, без вся́кой завéсы Сила Вы́шнего осени́ла всепречи́стое и дéвственное Чрéво. Так несказáнно вселилось в Неё и из Неё произошло облечённое плóтию Слово Бóжие, и «на земли яви́лось пожило с людьми» [Вар. 3:38], обóжив нашу природу и даровáв нам, согласно с Божéственным апóстолом, то «во что желают Áнгелы прини́кнуть (заглянуть внутрь)» [1 Пет. 1:12], и в этом - чудное прославлéние и пречестная слава Этой Приснодéвы.

А какое слово в состоянии изъясни́ть то, что было после неизречéнного Рождения?
И́бо, содействовавшая и сострадáвшая свыше произведённому чрез Неё истощáнию Слóва Бóжия, Она и спрославля́ется вместе с Ним, по достоя́нию сопревознóсится, прибавляя вели́чия к чудным вели́чиям. Но и по восшéствии на Небо Воплоти́вшегося из Неё, Она, по доставленному Ей от Него, превосходя́щему ум и слово вели́чию, как бы соревновáла Ему многообрáзными пóдвигами и моли́твами, а также попечéниями о всём мире, ободрениями проповéдников во всех концах земли; и вообще для всех Она была единственной опорой и утешением, вся́чески содéйствуя благовéстию Евáнгельскому и, ясно явля́я Сама на Себе и жизнь испóлненную борьбы, и госпóдство над умом и словом.

Поэтому, конечно, живонóсна и смерть Её, переводящая в Небéсную и безсмéртную жизнь; и воспоминание её есть радостный праздник и всемирное торжествó. Руками Сына Её был принят Богонóсный дух Приснодéвы; Им же немного спустя́, и рóдственное то тело было переселено в вéчную и Небéсную оби́тель. Всё это справедливо и вполнé прили́чествовало.
В сáмом деле, многие удостóились от вéка Божéственного благоволéния, славы и могýщества, как и Давыд говорит: «мне же зелó честни бы́ша дрýзи Твои, Бóже, зелó утвердишася влады́чествия их. Изочту их, и пáче пескá умнóжатся» [Пс. 138:17-18]. «Мнóги дщéри, - по Соломону, - стяжáша богатство, и мнóги сотвори́ша силу» [Притч. 31:30].

Сия́ же - Пречи́стая Дéва и превознеслáсь над всеми и всем: Она еди́ная, стáвши между Богом и рóдом человеческим, сотвори́ла Бога Сыном человека, а людей содéлала сынáми Бóжиими; Она содéлала землю небом и обоготвори́ла род человеческий; Она еди́ная из всех превыше вся́кого естествá яви́лась Матерью Бога по естествý, а чрез несказáнное Рождение стала Царицей вся́кой сýщей в мире и надми́рной твáри, и, возвышáясь таким óбразом над подчинёнными Ей чрез Неё Самое, и, дéлаясь Сама причáстницей высшего избрáния чрез Божéственного Дýха, Она является высочайшей из превознесённых и блажéннейшей Царицей блажéнного рóда.

Ны́не же Имущая небéсное приличное жили́ще, как бы Ей Самой соответствующий чертóг, в который днесь переселилась от земли, предстала одеснýю Вседержи́теля «в ри́зах позлащéнных одéяна и преиспещрéна» [Пс. 44:10], согласно изречéнию о Ней Псалмопéвца прорóка.
Под одеждой позлащéнной разумéй Боголéпное тело Её, преиспещрённое многоразличными добродéтелями: и́бо Она единая ны́не вместе с Сыном в Богопрослáвленном теле имеет Небéсное обитáлище - поскольку земля, гроб и смерть не имели власти удержать до конца живоначáльное и Богоприéмное тело, лучшее Нéба и Неба небéс жили́ще.

И пóдлинно, если душа, имевшая обитáющую благодáть Бóжию, оставляя земнóе, вознóсится к Небу, как это стало ясным из многих примеров, и мы верим семý: то как могло быть не вознесенó от земли на Небо тело, не только принявшее в себя Единорóдного и Превéчного Сына Бóжия, неиссякáемый источник благодáти, но и родившее и яви́вшее Его?
Как содéлалась бы пéрстью, подвéргшись тлéнию, Та, Которая, ещё бýдучи трёхлетней, и ещё не имея в Себе Пренебéсного Всели́вшегося, ещё не родившая Воплоти́вшегося, обитáла во Святóм святы́х? Поэтому и родившее естественно тело спрославля́ется Богоприли́чной славой [вместе] с Рождéнным и совоскрешáется, по прорóческой песни, вместе с прéжде воскрéсшим триднéвно Христóм, «кивóт святы́ни» Его [Пс. 131:8].
Было и доказательство воскресéния Её из мéртвых для апóстолов - плащани́ца и погребáльные одежды, одни лишь и оставленные во грóбе и одни только найденные в нём пришедшими для осмотра: точно также, как было и рáнее относительно Сына Её и Гóспода. Но не было нужды, чтобы Она ещё нéкое время пребывáла на земле, как Сын Её и Бог; и потому Она прямо из гроба была вознесенá в Пренебéсное жили́ще, откуда сияет светозáрным и Божéственнейшим блеском, освещая оттуда вся́кое земнóе достоя́ние, и за это всеми верными поклоня́емая, восхваля́емая и воспевáемая.
Даже и то, о чём сказано в начале, что Она была унижена на крáткое время пред Áнгелами, (разумéем вкушéние смерти), - и это должно служить к умножению во всём величия Богомáтери. Поэтому и справедливо всё соединяется и содéйствует ны́нешнему торжествý.

* * *

Итак, надлежáло, чтобы Вмести́вшая Исполняющего всё и Сýщего превы́ше всего - и Сама дости́гла всего и стала превы́ше всего Своими добродéтелями и высотою достóинства. И поэтому то, что всем от вéка лучшим отдельным лицам помогало становиться лучшими, и что имеют только облагодáтствованные Богом (каждый в отдельности) Áнгелы и человéки, - всё то совмещает Она в Себе, и Одна лишь преизбы́точествует всем несказáнно: приобретением безсмéртия по смерти, и обитанием на Небе вó плоти вместе с Сыном и Богом, и с того времени оби́льным излия́нием оттуда преизбы́точествующей благодáти всем почитáющим Её.
Она даже дарýет дерзновéние прибегáть к Ней, являющейся сосудом стольких благодея́ний: щедро раздаёт блага и никогда не прекращáет для нас этого полезного подая́ния и щéдрой помощи.

Взирáя на Сей источник и сокрóвищницу вся́каго блáга, кто-либо скажет, что Дéва совершает рáди добродéтели и рáди живущих добродéтельно тó, что для чýвственного света и живущих под ним - солнце.
Но если он перенесёт мы́сленный взор к Солнцу, сверхъестéственно воссия́вшему людям от Дéвы Сей, - к Солнцу, Которое по природе и в преизбы́тке имеет всё, что дарóвано Ей по благодáти, то Дéва тотчас представляется небом: и́бо Она по благоволéнию Бóжию чрез все благодея́ния стяжала наслéдие, настолько драгоцéннейшее из поднебéсных и пренебéсных облагодáтствованных, - насколько небо бóлее солнца, а солнце блистáтельнее неба.

Какое слово может описáть Боголéпную красоту Твою, Богомáтерь Дéво? Ведь невозможно всё Твоё изложи́ть разсуждениями и словами: поскольку всё онó превосхóдит ум и слово. Однако же, воспевáть необходи́мо, если Ты человеколюби́во дозволя́ешь. И́бо Ты - вмести́лище всех благодáтных дарóв и полнотá вся́кой прáведности, отображение и одушевлéнный óбраз вся́кой блáгости и вся́кой доброты́, как единая только всецéло удостóенная дарóв Дýха, в особенности же, как Единая, имевшая всели́вшимся во утрóбе Тогó, в Ком сокрóвищница всего этого, и содéлавшаяся чудéсною оби́телью для Него; и поэтому ны́не, прейдя́ чрез смерть в безсмéртие, и прáведно престáвившись от земли на Небо, в Пренебéсные оби́тели, Ты стала сожительницей Ему на вéчное время, и там [пребывáешь], не оставляя попечéний о Своём достоя́нии, и непрестáнными мольбáми к Нему умилостивля́я Его ко всём.

Настолько ближе всех прибли́женных к Богу Богорóдица, и настолько бóльших пóчестей Она удостáивается сравнительно со всеми (разумéю не земнорóдных только, но и всех даже Áнгельских священноначáлий).

О чиноначáлиях их ещё рáнее написал Исаия: «И Серафи́мы стояли вокруг Его» [Ис. 6:2]. А о Ней опять Давыд: «Предста Царица одеснýю Тебе» [Пс. 44:10].
Видите ли различие предстоя́ния?
Из этого различия можете уразумéть и различие чи́на по достóинству: и́бо Серафи́мы - вокруг Бóга, а близ Его Самого - Единая только Царица, Которая восхваля́ется и прославля́ется от Самого Бóга, возвещáющего как бы о Ней окружающим Его Силам [Áнгельским] и говорящего, как сказано в Пéсни Пéсней: «ты прекрасна, бли́жняя Моя» [Песн. 6:3], - света блистáтельнейшая, Рáя Божéственного слáдостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекрáснейшая.

Но Она по справедливости стала не только вблизи́, но и одеснýю: и́бо, где воссéл Христóс на Небесáх, там ны́не стала и Сия́, возшéдшая от земли на Небо, - не только потому, что желала того, и взаимно бóлее всех была желаема, и по самым естественным законам, но и потому, что Она есть и́стинный Его Престóл.
Сей Престóл видел и Исаия среди того Херуви́мского ли́ка и назвал его высоким и превознесéнным [Ис. 6:1], показывая [этим] превознесéние Богомáтери над Небéсными Силами. Поэтому прорóк и представляет этих Áнгелов слáвящими Бóга от Неё и говорящими: благословéнна Слава Госпóдня от места Его [Иез. 3:12].
Иаков же патриáрх, гадáтельно созерцáвший то же, изрёк: «как страшно место сиé! оно не что инóе, но дом Бóжий, и сии́ вратá Небéсные» [Быт. 28:17].
А Давыд опять, соединяя в себе мнóжество спасéнных, как бы воспользовавшись нéкими струнами или различными звуками согласýемыми Сей Приснодéвой из различных родóв в одно созвýчие, припевает к песни о Ней, говоря: «помянý имя Твоé во вся́ком роде и роде: сегó рáди лю́дие исповéдятся Тебе в век и во век вéка» [Пс. 44:18].

Видите ли, что вся тварь прославля́ет Сию́ Мáтерь Дéву, и не в течение определённого времени, но во век и во век вéка?
Отсюда можно уразумéть, что и Она не перестанет в продолжение всего вéка благотвори́ть всей твáри; говорю не о нашей только твáри, а и о самих безтелéсных и сверхъестéственных чиноначáлиях, и́бо то, что они вместе с нами чрез Неё еди́ную приобщáются и прикасáются Бóгу, Существу Неприкосновéнному, это ясно показал Исаия: он видел, что Серафи́м не непосредственно взял с жéртвенника уголь, но взял посрéдством клещи, которой он и прикоснулся к прорóческим устам, подавая очищéние [Ис. 6:6]. Это видение клещи было тождественно с тем великим зрéлищем, которое созерцáл Моисей - с купинóй, объя́той огнём и не сгоравшей [Исх. 3:2]. Кто не знает, что эта купинá и та клеща есть Мáтерь Дéва, неопáльно принявшая Огонь Божествá, так как и здесь зачáтию прислуживал Архáнгел, который чрез Неё приобщил человеческому роду Взéмлющего грехи мира и очистил нас через это неизречéнное приобщéние?
И поэтому Она еди́ная только есть посрéдница между сотворённой и несотворённой природой; и никто не придёт к Бóгу, если только не озари́тся чрез Неё как чрез и́стинно Боголéпный свети́льник, поскольку «Бог посреде Ея́, и не подвижится» [Пс. 45:6].

* * *

Если же воздая́ние бывает по мере любви к Бóгу, и любящий Сына будет возлю́блен Им и Самим Отцом, и содéлается местопребывáнием Обоих, таинственно вселя́ющихся и пребывáющих в нём согласно обетовáниям Госпóдним [Ин. 14:21], то кто возлю́бит его бóлее Мáтери, Которая не только Сегó Единорóдного, но и еди́на только родила неискусобрáчно, чтобы Ей быть вдвойнé предметом любви Соединившегося [с Нéю] и Приобщи́вшегося?
Кто бóлее Мáтери возлю́блен был бы Единорóдным и притóм Родившися от Неё Еди́ной неизречéнно в последние времена и превéчно от Еди́наго Отца, как бы ни была умнóжена, соответственно с прили́чествующим положением и подобáющая Ей по закону честь от Пришедшего испóлнить закон?

Итак, как чрез Неё еди́ную Пришéдший к нам «на земли яви́лся и пожил с людьми» [Вар. 3:38], бýдучи неви́дим прéжде Неё, так и в послéдующее время Он является вся́ким источником Божéственного просвещéния, и всецéлым откровéнием Божéственных тáинств, и полным воплощéнием духóвных даровáний, бýдучи, однако, для всех невмести́мым, кроме Неё.
Сама же Она, первая из всех приявшая превосхóднейшую полнотý Наполня́ющего всё во всём, доставля́ет всем Вмещéнного, уделя́я вся́кому по возможности соответственно и соразмéрно чистоте каждого, так что Она есть и храни́лище, и обладáтельница богатства Божествá.

Если же такóв вéчный закон на Небесáх, что чрез мéньших между бóльшими входят в общение с имеющими бóльшую силу, то, конечно, наи́большее несравнéнно влияние имеет Мáтерь Дéва, чрез Которую приобщáются Бóгу все, кто бы только ни приобщáлся; и Её познают вмести́лищем Невмести́мого все, которые лишь знают Бóга, и будут совоспевáть Её с Бóгом все, кто только воспевáет Бóга.
Сама же Она есть винóвница всего бы́вшаго до Неё, и предстáтельница всех бывших после Неё, и посрéдница вéчных благ. Она - предмет предречéний прорóческих, начальница апóстолов, утверждéние мýчеников, основание учи́телей. Она - земнорóдных слава, Небéсных рáдование и всей твáри похвалá. Она - начало, источник и корень неизречéнных благ, Она - главá и совершéние вся́кой святы́ни.

* * *

О, Дéво Божéственная и ны́не Небéсная!
Как повéдаю всё о Тебе? Как прослáвлю Тебя, Сокрóвищница Славы?
Чрез Тебя просветля́ется зрение рáзума, чрез Тебя просвещáется дух наи́тием Святóго Дýха, поскольку Ты содéлалась хранилищем и сосудом даровáний; однако же не так, что удерживаешь в Самой Себе, но так, что всё исполня́ешь дарáми благодáти. И́бо Владéтель неистощи́мых сокрóвищ предоставляет их Тебе для раздая́ния; в проти́вном случае, зачем бы Он создавал блажéнство, сокрывáемое и нерождáемое?
Поэтому - ó, Госпожé! - подáй оби́льно всему народу Твоему и этому достоя́нию Твоему от ми́лости Твоей и дарóв Твоих. Даруй избавлéние от обдéржащих нас бéдствий; ви́ждь, сколь мнóгими и великими внешними и внутренними мы угнетáемся. Твоим могýществом преобразýй всё к лучшему; воздáй страданиям нашим Твою помощь и врачевствó, уделя́я душам нашим и телáм щéдрую благодáть для всего потрéбную.
А если бы мы не могли вмести́ть, содéлай нас достóйными вмещéния и столько удели́, чтобы мы, благодáтию Твоею спасáемые и укрепля́емые, прослáвили воплотившееся от Тебя нас рáди Превéчное Слово, со Безначáльным Его Отцом и Животворя́щим Дýхом ны́не и при́сно и в безконéчные вéки. Ами́нь.

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
  ©  2004 –  Сайт «Чёрный монах»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2010 –  «Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Ссылка при цитировании обязательна
©  2004 –  Дмитрий Чапуровский
Ссылка при цитировании обязательна
  Flag Counter   Рейтинг@Mail.ru Рассылка сайта 'Чёрный монах' Студия ARST Project