И́же во свв. отцá нашего Никóлы,
архиепи́скопа Ми́р-Лики́йских, чюдотвóрца (343–345)

Святи́теля Христова Никóлу, великого Чудотвóрца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре.
Родители его, Феофан и Нонна, были люди благочестивые, знатные и богатые. Сия благословенная чета, за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродéтели, удостоилась произрастить святую ветвь и «дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё» [Пс. 1:3].

Когда родился сей благословéнный óтрок, ему дали имя Никóла, что значит победитель народов. И он, по благословению Божию, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру.
После его рождения матерь его Нонна тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась неплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николе: он один долженствовал быть первым и последним.

Освящéнный ещё в утробе матери богодухновенною благодатью, он явил себя благоговейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и был постником прежде, чем привык вкушать пищу.
По своéм рождении, ещё в купели крещения, он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая сим честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Коей он должен был явиться впоследствии. В нём можно было узнать будущего чудотвóрца даже по тому, как он приникал к сосцам матери; ибо он питался молоком одной правой груди, знаменуя тем будущее стояние своé одеснýю Гóспода вместе с прáведными.
Своё изрядное постничество он проявил в том, что по средам и пятницам вкушал молоко матери только один раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв. Отец и мать его весьма сему удивлялись и провидели, каким строгим постником будет сын их в своей жизни.
Навыкнув от младенческих пелéн такому воздержанию, святой Никола всю свою жизнь до самой кончины проводил среду и пятницу в строгом посте.

Возрастая с годами, óтрок возрастал и в разуме, совершенствуясь в добродéтелях, коим был научаем от благочестивых родителей. И был он, как нива плодоносная, принимающая в себя и возращающая доброе семя поучения и приносящая каждый день новые плоды благонравия.
Когда пришло время поучаться Божественному Писанию, святой Никола силою и остротою своего ума и помощью Святаго Духа в малое время постиг многую премудрость и успел в книжном учении так, как подобает доброму кóрмчему Христова корабля и искусному пастырю словесных овец.
Достигши совершенства в слове и учении, он показал себя совершенным и в самой жизни. Он всячески уклонялся сýетных друзей и прáздных бесед, избегал разговоров с женщинами и даже не смотрел на них. Святой Никола хранил истинное целомудрие, чистым умом всегда созерцая Господа и усердно посещая храм Божий, следуя Псалмопевцу, глаголющему: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием» [Пс. 83:11].

В храме Божием он проводил целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг, поучаясь разуму духовному, обогащаясь божественною благодатью Святаго Духа и созидал в себе достойное для Него жилище, по словам Писания: «вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас» [1 Кор. 3:16].

Дух Божий поистине обитал в сем добродéтельном и чистом юноше, и, служа Господу, он горел духом. В нём не замечалось никаких привычек, свойственных юности: по своему нраву он был подобен стáрцу, почему все уважали его и удивлялись ему.
Старый человек, если выказывает юношеские увлечение, для всех служит посмешищем; наоборот, если юноша имеет нрав стáрца, то от всех с удивлением почитается. Неуместна в старости юность, но достойна уважения и прекрасна в юности старость.

святи́тель Христов Никола

Приняв пресвитерский сан, святой Никола прилагал труды к трудам; бодрствуя и пребывая в непрестанной молитве и посте, он, будучи смертен, старался подражать безплотным. Проводя такое равноангельское житиé и день ото дня все более процветая красотою души́, он был вполне достоин управлять Церковью.

Получив в наследство имéние, святой Никола роздал его нуждающимся. Ибо он не обращал внимания на скоропреходящее богатство и не заботился о его умножении, но, отрекшись от всяких мирски́х желаний, со всем усердием старался предать себя Единому Богу, взывая: «К Тебе, Господи, возношу дýшу мою» [Пс. 24:1]; «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» [142:10]; «На Тебя оставлен я от утрóбы; от чрéва матери моей Ты - Бог мой» [21:11].
И была рука его простёрта к нуждающимся, на коих она изливала пребогатую милостыню, как многоводная река, изобилующая струями.

Он так избегал человеческой славы, что старался утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал. И не достало бы времени, если бы повествовать подробно о том, как он был щедр к нуждающимся, сколько голодных он напитал, сколько одел нагих и скольких выкупил у заимодавцев.

В самом начале своего пастырства угодник Божий так говорил себе: «Никола! Принятый тобою сан требует от тебя иных обычаев, чтобы ты жил не для себя, но для других».
Желая научать своих словесных овец добродéтелям, он не скрывал ужé, как прежде, своего добродéтельного жития́. Ибо прежде он проводил свою жизнь, втайне служа Богу, Который Един только ведал его подвиги. Теперь же, по принятии им архиерейского сана, жизнь его стала открыта для всех, не по тщеслáвию пред людьми, но ради их пользы и умножения славы Божией, чтобы исполнилось слово Евангельское: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» [Мф. 5:16].
Святой Никола по своим добрым делам был, как бы зерцáлом для своего стада и, по слову Апостола, «будь образцом для верных в слове, в житии́, в любви, в духе, в вере, в чистоте» [1 Тим. 4:12].

Он был нравом крóток и незлоби́в, смирéн духом и избегал всякого тщеслáвия. Одежды его были просты, пища - постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех.
Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим - ми́лостивый податель, плачущим - утешитель, обиженным - помощник и всем - великий благодетель.
В помощь себе в церковном управлении он избрал двух добродéтельных и благоразумных советников, облечённых пресви́терским сáном. Это были известные во всей Греции мужи - Павел Родосский и Феодор Аскалонский.

Великий угодник Божий прожил много лет в городе Мирах, сияя Божественною добротою, по слову Писания: «Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни» [Сирах. 50:6-8].

Достигнув глубокой старости, святи́тель отдал долг человеческой природе и, после непродолжительной телесной болезни, добре скончал временное житиé. С радостью и псалмопением он перешёл в вечную блаженную жизнь, в сопровождении святых Ангелов и встреченный ли́ками святы́х.
На его погребение собрались епископы Ликийской страны со всем клиром и иноками и безчисленное множество народа из всех городов. Честнóе тело святи́теля с честью было положено в соборной церкви Ми́рской митрополии в шестой день декабря месяца.

святи́тель Христов Никола

От святых мощей угодника Божия совершалось множество чудес. Ибо его мощи источали благовонное и целебное ми́ро, которым помазывались больные и получали исцеление. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли, ища исцеления своим болезням и получая его. Ибо тем святым миром исцелялись не только телéсные недýги, но и душевные, и были прогоняемы дýхи лукавые. Ибо святи́тель не только при своей жизни, но и по своéм преставлении вооружался на бесов и побеждал их, как побеждает и ны́не.

•         Тропарь, глас 4         •
Правило вере, и образ кротости, воздержанию учителя яви тя Господь стаду Своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением высокая, нищетою богатая. Отче наш святи́телю Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
•         Кондак, глас 3         •
В мирех святе Николае святи́тель быв, Христово бо преподобне Евангелие исполни, положил еси душу свою за люди своя, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятися, и явися велии таинник Божия благодати.

дано в рассылке

 

 

ПОИСК В ИНТЕРНЕТ
 
 

 
 
 
   
 
 
Flag Counter
 
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика Рассылка сайта 'Чёрный монах'
Студия ARST Project